25 Мая 2017
$56.27
62.92
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 16.04.2013

Чему учат в школе

Фотограф: Юлия Смородова

Обсуждали блоггеры и педагоги

Как воспитывать и чему учить подрастающее поколение – бесконечная тема, которая десятилетиями обсуждается на всех уровнях нашего общества: от коридоров власти до домашней кухни. Почти каждый из нас считает, что разбирается в педагогике. Сколько людей, столько и мнений. В том числе и на уровне тех структур, которые призваны регулировать образовательный процесс в стране. Достичь идеала непросто. Поэтому на пути к нему образовательная сфера за последнее время претерпела уже немало нововведений. Что в результате мы имеем на сегодняшний день? На этот вопрос пытались ответить участники круглого стола, организованного экспертным клубом редакции газеты «Тверские ведомости», посольством «Живого Журнала» в Твери, а также левой (патриотической) платформой партии «Единая Россия».

Качество образования в целом должно оцениваться не по уровню знаний отличников, лидеров, а по количеству аутсайдеров, тех, кто недотягивает, считает начальник управления министерства образования области Марианна Шлинчак. Талантливые дети всегда были, есть и будут. Но их меньшинство. Проблема в том, чтобы дать хорошее образование середнячкам.

С 2006 года в нашей стране пробовались разные проекты для обновления образовательного процесса. Одни педагоги считали, что школа должна воспитывать, другие – что она в первую очередь должна учить, теперь во главу угла ставится социализация школьников. 

Переучить учителя

– Для нас важен человек успешный, состоявшийся, умеющий принимать решения, действовать в нестандартных ситуациях, который может построить свою жизнь и быть полезен государству, в общем, самостоятельный, – отметила Марианна Леонидовна. – Поэтому по тем образовательным стандартам, которые приняты сейчас в связи с модернизацией отрасли, предполагается, что школа не столько должна давать знания, сколько научить детей самим их добывать. Этому способствует и вся техническая «начинка», которую получили школы: компьютеры, интерактивные доски и т.п. 

Но, оказалось, этого недостаточно. Главную проблему не решишь финансовыми вложениями – нужно переучить учителя. Современный педагог не может теперь работать только с мелом и тряпкой. С новыми стандартами этих «инструментов» недостаточно. Окружающая среда стремительно меняется, и в школе тоже должны происходить эти психологические перемены.
Изменить менталитет учителей и убедить их по­новому взглянуть на образование, стать психологом, научиться пользоваться современной техникой и методиками – это самая трудная задача модернизации школы. Ведь педагог привык учить, привык к тому, что только его мнение и точка зрения правильные. Но дети сейчас уже не те, что были 20–30 лет назад. К ним нужен новый подход.
Что же делать?

В нашей области серьезная ставка делается на молодых педагогов: они легко обучаемы, чувствуют веяние времени. Как их привлечь, конечно, главный вопрос. В прошлом году в области успешно был реализован проект по обмену опытом с иностранными коллегами. Многие молодые учителя побывали в командировках за границей, познакомились с другой системой образования, посмотрели, каким образом организовано обучение детей­-инвалидов. Для молодых педагогов у нас предусмотрены различные льготы в муниципалитетах, в области существует ассоциация молодых педагогов, где обсуждаются злободневные темы. 

Есть также мнение, что для разработки образовательных программ необходимо привлекать людей, не связанных с педагогикой с точки зрения профессии, но понимающих проблему и имеющих знания: многодетных матерей, журналистов, психологов и т.д.

Директор «Тверского лицея» Инна Мейстер согласна с тем, что для образования сейчас 
созданы все условия. Любо­-дорого зайти в класс, где есть все новинки техники. Но вот с кадрами в школах действительно проблема. Молодые учителя в течение первых трех лет работы получают 50-­процентную надбавку к зарплате, а потом она, естественно, снижается. Немногие остаются в профессии. А у некоторых опытных педагогов, по мнению Инны Владимировны, есть такой недостаток – они пытаются добиться успешности только в плане учебы. Это в корне неправильно. Современный подросток должен развиваться во всех направлениях: быть творческой личностью, хорошим товарищем, активно участ­вовать в общественной жизни. Нужно учить его и этому.

Латаем «образовательные» дыры

Оценивать те знания, которые дает школа, приходится высшим учебным заведениям.

Ректор Тверской сельскохозяйственной академии Олег Балаян считает, что знания довольно слабые. Но тут же поясняет: отличники не идут в сельское хозяйство. Эта сфера не пользуется популярностью. Учитывая то, что конкурс в этот вуз ниже, чем в другие, многие идут сюда просто за дипломом. Будут ли эти студенты работать по специальности – другой вопрос. 

Директор филиала Государственной академии славянской культуры Игорь Победаш тоже не в восторге от знаний вчерашних школьников.

– Уровень образования тверских выпускников разный. Стабильно демонстрируют хорошие знания ученики лишь некоторых учебных заведений. Их единицы. Могу с уверен­ностью назвать школы №№ 35, 17, гимназии №№8, 44, «Тверской лицей». Но в основном качество образования оставляет желать лучшего. В выпускных классах школ обучение по некоторым предметам сводится лишь к «натаскиванию» на ЕГЭ, совершенно отсутствуют межпредметные связи. И в результате вузы вынуждены латать дыры, доставшиеся от среднего образования. Вы даже не представляете себе, сколько времени мы тратим со студентами на общебазовую подготовку. В связи с коммерциализацией высшее образование стало чрезвычайно доступным. В коммерческие вузы на платной основе идут в том числе и те, кто не имеет знаний для поступления на бюджет. Трудно сделать из них хороших специалистов. 

Математиков не хватает

А вот проректор Тверского государственного университета Людмила Скаковская качеством знаний абитуриентов довольна. Не случайно и конкуренция на вступительных экзаменах высока. Но отмечает такую тенденцию:

– Поступив на один факультет, на втором курсе студенты переходят на другой. Причем метания самые нелогичные: к примеру, с физического факультета на журналистику. (Впрочем, участники круглого стола считают этот факт вполне объяснимым: по каким предметам удалось набрать больше баллов на ЕГЭ – туда и идем). Чтобы такого не происходило, проф­ориентация в школе должна начинаться не в старших классах, а гораздо раньше. 

Правда, вольный ветер студенческой жизни действует на вчерашних школьников и в главном университете области. На любом факультете, как правило, лишь 10–15 мест бюджетных. Большая часть учится на коммерческой основе, и лишь немногие из студентов – отличники. А математическую школу, по мнению Людмилы Николаевны, наш регион вообще теряет. Уровень подготовки математиков в тверских школах ниже, чем гуманитариев. 

Университетская программа тоже настроена на то, чтобы не только дать знания, но и научить студентов учиться, уметь приспосабливаться к переменам, которые происходят стремительно. Только одно «но»: интерактивные доски и прочие технические новинки студенты многих факультетов видят, лишь попав на практику в школу. А обучение методике преподавания, как и в старые добрые времена, ведется лишь по учебникам.

Спросить забыли

– Мы все время говорим «успешный». И уже куда­-то исчезли такие понятия, как «добрый», «честный», «порядочный». Разве этому не должны учить детей в школе? – задается вопросом заместитель председателя Общественной палаты области, директор Тверского филиала Московского гуманитарно-­экономического института Александр Бутузов. Ко многим переменам он относится довольно критично. По мнению Александра Бутузова, занимаясь реформированием, теоретики часто забывают про учителей-­практиков. Кто, как не они, каждый день работая с детьми, понимает, что лучше для образования, а что хуже. А реформы, принятые без обсуждения, без согласия, не эффективны. И еще, убежден Александр Анатольевич, составляя образовательные программы, мы сейчас подстраиваем их под запросы ребенка. А запросы у детей всех времен одинаковы – игры, свобода… В старой советской школе требования были более жесткими. И вот результат: она давала лучшее образование в мире. Сейчас же в европейском рейтинге мы на последних местах. 

Также ни для кого не секрет, что прекрасное качество подготовки абитуриентов при поступлении в вуз – результат работы репетиторов и родительской заботы и терпения. Отличник, не имеющий репетитора, – это большая редкость. 

Школа начинается с...

Тверской блоггер Дмитрий Замоткин, выступивший на круглом столе в качестве родителя, факт повсеместного репетиторства тоже подтверждает.

– У моего сына, например, три репетитора. Для продолжения учебы школьной подготовки недостаточно, да и учебные пособия тоже оставляют желать лучшего. Из всех имеющихся нас устраивает только учебник по английскому. А еще хорошо, что сейчас появилась альтернативная система поступления в вузы, минуя ЕГЭ (хотя эта система, на мой взгляд, более объективна, чем устные экзамены, где большую роль играет человеческий фактор), – по результатам региональных и всероссийских предметных олимпиад. К сожалению, в нашей области пока нет базовой площадки для подготовки к этим конкурсам. Стоит об этом подумать. Недавно довелось побывать с сыном в Москве, там во многих вузах разработана система подготовки к таким олимпиадам: проходят лекции, семинары. 

А вообще, я считаю, наряду с техническим оснащением в школе необходимо думать и об элементарных бытовых условиях: о том, чтобы крыша не протекала и туалет был нормальным. 

Участники круглого стола общались четыре часа. Говорили о школьной программе с ее достоинствами и недостатками, появлением одних предметов и исчезновением других, о введении третьего урока физкультуры, о нехватке времени для полноценного изучения школьной программы и т.д. И времени для обсуждения все равно показалось мало. Ведь образование – бесконечная тема.  

Автор: Юлия Крутова
201

Возврат к списку

Тверская область принимает международный саммит по безопасности
В Завидове проходит VIII Международная встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. В ней принимают участие делегации 95 стран, а также ООН.
24.05.201721:26
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию