25 Сентября 2017
$57.65
69.07
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 05.04.2013

Век знаний

Фотограф: Ольга Моисеева

или Рабочие всех стран, учитесь

Современная экономика предъявляет все более высокие требования к уровню квалификации рабочих. Прошло то время, когда после семи классов было можно смело отправляться на завод и под руководством опытного мас­тера осваивать профессию. Теперь наступили иные реалии. Даже работники низшего звена должны уметь читать чертежи, управлять сложным оборудованием и постоянно учиться, чтобы успевать за техническим прогрессом. 

Но как добиться, чтобы рабочие отвечали столь высоким запросам работодателей? Эти и другие вопросы обсуждались на региональной научно-практической конференции «Компетентностный подход: традиции и инновации в профессиональном образовании». Ее организаторами выступили областное министерство образования, ООО «Совет директоров учреждений профессионального образования», Тверской институт усовершенствования учителей. Площадкой для проведения был выбран Тверской технологический колледж. 

Внимание качеству

Открывая конференцию, заместитель министра образования Тверской области Татьяна 
Мухина отметила актуальность выбранной для обсуждения темы. Профессиональному образованию сейчас уделяется как никогда много внимания. Это вызвано разными причинами. Первая, и, пожалуй, главная, состоит в том, что идет непрерывная модернизация экономики. Свое влияние оказывает и всемирная глобализация. Соответственно надо увеличивать долю высококвалифицированных специалистов.

Об этом же говорила в своем докладе и ведущий эксперт Центра изучения проблем профессионального образования (Москва) Анна Петрова:

 – На повестке дня стоит задача повышения качества образования выпускников. Если несколько лет назад наши работодатели еще не вполне осознавали необходимость консолидировать усилия в этом направлении, то сейчас понимание есть. Во многом это регламентируется новым Федеральным законом об образовании №273, который вступает в силу 1 сентября этого года, и федеральными стандартами третьего поколения. 

В нашем регионе дополнительно к мерам, предпринимаемым государством, принята, как уже сообщалось, программа «Подготовка и переподготовка кадров для предприятий региона в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Тверской области до 2015 года». Она предусматривает более 70 различных мероприятий. Ряд из них направлен на возрождение систем производственных практик, позволяющих студенту приобретать знания и навыки на потенциальном рабочем месте. Кроме того, в сфере профобразования региона будут созданы 10 пилотных площадок, где программа пройдет обкатку первые три года. Эти площадки создаются на базе образовательных учреждений и будут действовать по разным отраслям экономики: в сельском хозяйстве, энергетике, машиностроении и металлообработке, сфере транспорта и обслуживания. 

Стандарты задают планку

На конференции также уделили большое внимание рассмотрению вопросов, связанных с внедрением федеральных стандартов третьего поколения.

Их идеология была разработана несколько лет назад. В отличие от предыдущих в этих стандартах только наполовину предписывается, как строить образовательный процесс. Поэтому любое учебное заведение может корректировать занятия и лекции, опираясь на запросы работодателей.

И уже известно достаточно большое количество примеров, когда активная позиция руководства средних специальных учебных заведений помогает установить тесные деловые отношения с предприятиями. К примеру, Тверской колледж имени А.Н. Коняева заключил более 100 договоров о социально-частном партнерстве с предприятиями. Студенты имеют возможность трудиться на практике на местных производствах и проходить стажировку за границей. Налажена эта работа и в кимрском профессиональном лицее №22. Это заведение также является пилотной площадкой по внедрению стандартов третьего поколения, и здесь все программы согласовываются с работодателями. 

Кстати, во многих странах Евросоюза профессиональное образование основано на тесном взаимодействии с предприятиями. Но следует отметить, что уровень частных инвестиций в образование и обучение в Европе ниже, чем в США, где в развитие человеческих ресурсов вкладывают в пять раз большие суммы.

Проявите компетентность

В докладах выступавших нередко звучало слово «компетентность», которое сейчас прочно вошло в словарь руководителей всех уровней образовательной системы. Однако еще часто возникают вопросы, чем компетентностный подход отличается от привычного лозунга «знания, умения, навыки». Как поясняют эксперты, компетенции – это способность человека применять знания и умения, ориентироваться в ситуации, складывающейся на рынке труда, решать те задачи, работать с которыми непосредственно его не учили. Только так выпускник действительно будет готов к деятельности в условиях модернизации экономики.

Ведущий эксперт Центра изучения проблем профессионального образования Анна Муравьева напомнила участникам конференции о встрече глав государств и правительств стран Европейского союза в Лиссабоне в марте 2000 года. На ней было провозглашено, что Европа вступает в эпоху, которая получила название «Век знаний». Согласно новой концепции необходимо создавать благоприятные условия для непрерывного образования граждан. Сейчас во всем мире делается акцент на развитие у людей творческих способностей и гибкости, а также способности постоянно адаптироваться к изменяющимся требованиям социального развития и экономики.

Роль, которая отводится качеству образования, требует изменений в подготовке преподавателей и мастеров. В современных условиях они должны не только регулярно проходить курсы повышения квалификации, но и самостоятельно повышать уровень образования. Причем подготовка будущих преподавателей системы профобразования должна быть связана с реальной трудовой деятельностью. Поэтому учебные программы для подготовки педагогов должны быть четко ориентированы на проблемы, текущую деятельность и задачи, стоящие перед современным учебным заведением. Это является первым и важным шагом на пути преодоления неэффективного разделения на теорию и практику, традиционно распространенного в учебных заведениях.
 

Требуется переосмыслить и роль обучающегося. Он не должен ограничиваться мечтами о получении диплома. Студенты должны видеть перспективы профессиональной самореализации. Образование нового поколения должно быть ориентировано на развитие и усиление индивидуального потенциала в течение всей жизни.  

Автор: Екатерина Михня
34

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя посетил Максатихинский район
Очередная рабочая поездка главы региона была плодотворной. В ней участвовали министр здравоохранения Тверской области Виталий Синода, министр образования Наталья Сенникова, министр строительства и ЖКХ Андрей Волгин, а также представители других ведомств.
22.09.201718:17
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость