15 Декабря 2017
$58.71
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 04.04.2013

Храм спасения народной души

Фотограф: Александр Солодков

Христорождественский монастырь… Его своды, древние, почти невидимые тропы к нему, они и сегодня ведут к незамутненному истоку веры. По праву один из начальных храмов Верхней Волги готовится к торжеству необычайной значимости – к своему пятисотлетию

Многое претерпели монастырские пределы со времени первого упоминания о святыни в 1514 году. Разруху жестоких лет, вражеские набеги, беспамятство осквернителей. Но не о них поведем речь. Воистину большинство не ведало, что творило, и дай им Господи вразумления покаянием. А потому в самом начале повествования о судьбе святыни позволим напомнить, что в девяносто пятом году века двадцатого монастырь освятил своим присутствием всенародный батюшка, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это из его уст православные слышали такую ясную истину: «Выше закона может быть только любовь, выше права – лишь милость, а выше справедливости – лишь прощение». Заповедальная мудрость да сподобит и нас пройти невидимыми тропами к познанию духовно-­исторической сути монастыря, благодарно опираясь на открытое другими и свое благоговение пред совершившими подвиги во имя Божие.

Кто и по какому разумению избрал местом будущего храма высокий берег Тьмаки, история не сохранила это имя. Всего в двух верстах от городского ядра, это место издавна называлось Рождественскими Горками. Считается, что монастырь был основан в самом начале XV века, его закладку благословил святитель Арсений. А выше по течению Тьмаки он же основал еще одну обитель – Желтиков Успенский мужской монастырь. Многие поколения тверитян передавали из уст в уста, как богомольцы Желтикова монастыря, соблюдая благочестивый обычай, на обратном пути непременно заходили и в Христорождественскую обитель, они успевали к поздней литургии. Вот так, по­нынешнему, в шаговой доступности находились обители Святого Духа, и к ним припадали нуждающиеся в утешении и любви. 

Рукописные источники, не сохранив истории первоначальной, тем не менее сообщают, что в начале XVI века здесь была вполне благоустроенная обитель. Управляла игумения, служили два священника и диакон. В 1513 году великий князь Василий Третий даровал обители жалованную грамоту. Из нее можно узнать имя игумении – Александра. Грамота та гласила: настоятельница и священники освобождаются от всех поборов и пошлин; в делах духовных они были подсудны владыке Тверскому, а в уголовных – только самому государю. Статус Грамоты и пределы ее влияния в 1555 году подтвердил царь Иоанн Васильевич, сам Грозный.

Время Смуты оставило свои  зарубки на судьбе обители. Она была частью разграблена, многое поглотило пламя костров, что жгли иноверцы. Как свидетельствуют рукописные документы, многие сестры были убиты, литовцы никого не щадили. Когда в 1613 году игумения Аполлинария вернулась на святое место, ей и невеликому числу монахинь предстала страшная картина поругания святого места. Из руин и пепла с помощью Божией, трудами и молитвами монастырь стал возрождаться.
Насельницы поначалу построили деревянный шатровый храм, назвав его прежним высоким именем – в честь Рождества Христова. Время было суровое, все привилегии, данные прежде, были отменены. Теперь и храмы должны были отдавать казне налоги на восстановление государственного хозяйства. Это бремя сильно истощало монастырские силы. Чтобы добыть невеликий доход, игумении пришлось отдать монастырские земли в аренду. Царь Михаил Федорович в отличие от своих предшественников был не в силах помогать монастырям. 

Через два десятилетия в обители жили десять сестер, шли службы, монастырская жизнь стала полегче. А спустя еще десять лет царь Алексей Михайлович пожертвовал сюда немалые дары. Была возведена деревянная церковь с престолами во имя Алексия, человека Божия, и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Но от монастыря по­прежнему требовали непосильные налоги. 

Одним из благоприятных периодов для монастырского возрождения стало время, когда настоятельницей служила игумения Агафия, ей выпало возглавлять монастырь полтора десятка лет, начиная с 1681­го. Это была настоящая подвижница. Матушке удалось не только вернуть утраченные монастырские земли, но и восстановить хозяйство, избежать голода в сестринских кельях. Именно в годы игумении Агафии обитель пополнилась необычной сестрой – девицей из рода дворян Ростопчиных, Евдокия решила покинуть мирскую жизнь, избрав монастырскую. С именем Евдокии связано явление в Христорождественском монастыре чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, этой величайшей святыни. Оказалось, образ Божией Матери Евдокия получила в дар еще в детстве, от своего деда. В монастырь девица уходила от всех втайне, и ей тогда не было и четырнадцати лет. Из дома своего она не взяла ничего. И только спустя восемь лет послушница Евдокия была пострижена в иночество с наречением Елена. В том же году родители, не знавшие ранее, где находится дочь, обрели ее. Увидев чадо свое монахиней, они покорились воле Божией и благословили инокиню Елену. В знак такого события они и передали ей Тихвинскую икону Божией Матери. 

Во все оставшиеся дни в благодарность Богородице монахиня при неугасимой лампаде ежедневно читала акафист Заступнице. Икона прославилась многими чудесными исцелениями, в монастырь стали стекаться во множестве жаждущие чудесного исцеления. Тогдашний архиепископ Тверской и Кашинский Митрофан, видимо, опасаясь допускать большого наплыва народа, распорядился икону из кельи монахини Елены перенести в ризницу Тверского кафедрального собора. Источники указывают, что икона пробыла в соборе двадцать четыре года, но когда в мае 1763 года в Твери начался страшный пожар, истребивший почти все дома и храмы города, то сильно пострадал от огня и кафедральный собор. А вот чудотворная Тихвинская икона осталась невредимой. Хранить ее в обгоревшем храме было невозможно, и тогда игумения Иулиания обратилась к архиепископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу (Петрову) с просьбой возвратить святую икону в Христорождественский монастырь. Владыка внял просьбе, и с тех пор чудотворный образ стал особо почитаться верующими. В 1803 году был учрежден ежегодный крестный ход со святой иконой. 26 июня, в день празднования в честь Тихвинской иконы Божией Матери, чудотворный образ переносили крестным ходом в Тверской кафедральный собор для поклонения всем горожанам. 

История монастыря приближается к середине XVIII столетия, к тому времени в обители было более тридцати монахинь, в основном из дворянских и купеческих семей, из духовного сословия. Кроме молитвы и богослужения все сестры занимались рукоделием – вышивали жемчугом, шили, делали четки, свечи для церкви, пекли просфоры. В 1750-­х годах монастырь постигло новое испытание: гражданские власти обязали принимать в обитель вдов офицеров, унтер-­офицеров и простых солдат, обеспечивать их жильем и питанием. Большинство этих женщин не стремились к монашеской жизни. Живя в обители только ради пропитания, они вели себя достаточно свободно и, конечно, наносили немалый духовный урон.

В 1763 году, когда в монастырь вернулась Тихвинская икона Божией Матери, игумения Маргарита обратилась к владыке Тверскому Гавриилу с просьбой возвести в обители новый каменный храм в честь Рождества Христова вместо обветшавшего деревянного постройки 1716 года. В монастыре начались строительные работы. Трудами монахини Надежды был устроен еще один придел – в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 

Возвращение в монастырь Тихвинской иконы Божией Матери и последующее возведение нового каменного храма в честь Рождества Христова существенно увеличило число прихожан, возросли и пожертвования. Сама императрица Екатерина II, проезжая через Тверь в 1787 году, пожаловала в Христорождественский монастырь 200 рублей. Примеру государыни последовала графиня Анна Чернышева, став одной из главных благотворительниц обители. В 1797 году император Павел I укрепил монастырскую службу, он ввел новые штатные оклады. Игумении Христорождественского монастыря было положено 100 рублей, каждой штатной монахине по 20 рублей, а двум священникам с причтом 120 рублей. Обители также было дано 30 десятин земли в Старицком уезде, другие угодья.  
Автор: Кира Кочеткова
77

Возврат к списку

На решение жилищного вопроса молодых семей Тверской области направят 136 млн рублей
Уже почти два месяца в квартире пятиэтажного дома на улице Коробкова постоянно звучит звонкий детский смех. Иван и Анна Израйлевы и три их прелестные дочки обустраиваются на новом месте. 
13.12.201716:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость