07 Декабря 2016
$63.87
68.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура29.03.2013

Музыкальная стилистика марта

Фотограф: Вячеслав Старостенко

О концертах Баховского фестиваля

Фестиваль музыки Иоганна Себастьяна Баха, в двадцать первый раз проходящий 
в Тверской филармонии при поддержке регионального правительства и комитета по делам культуры области, подарил публике встречи не только с произведениями немецкого композитора, но и с сочинениями более позднего времени. В некоторых из них, например, в Большом концерте Шнитке барокко виртуозно соединилось с авторской манерой, в других же эпоха была представлена в чистом виде.

За минувшие дни в филармонии состоялось несколько концертов. В воскресенье на фестивале была представлена программа «От Баха до Шнитке», которая не только охватила огромный период в истории музыки, но и в очередной раз сделала акцент на девизе нынешнего форума «Бах – Германия – Россия». Чтобы очертить временной пласт, освоенный в этом концерте, достаточно просто назвать имена композиторов, чьи сочинения звучали в тот вечер. Немецкий органист, автор огромного количества сочинений, в том числе поч­ти полутора тысяч церковных кантат, Иоганн Кристоф Граупнер (1683–1760). Малоизвестный ныне, а при жизни весьма популярный как у себя на родине, так и за границей, чешский композитор Антонин Райхенауэр (1694–1730), а также последователь Мендельсона, немецкий скрипач, дирижер и педагог Фердинанд Давид (1810–1873). Он, кстати, в историю музыки вошел как человек, который вернул к жизни забытые сочинения Баха: 
в его редакции вышли «Сонаты и партиты для скрипки соло Баха», сыгравшие важнейшее значение для утверждения нового скрипичного исполнительского стиля. Кроме того, Давид как активно концертирующий музыкант гастролировал в Москве и Санкт-Петербурге, что весьма важно для темы фестиваля этого года. Естественно, программа не мог­ла обойтись без самого Баха – из его громадного творческого наследия участники концерта и организаторы форума выбрали беспроигрышный по причине своей известности цикл Бранденбургских концертов. Он был преподнесен композитором в качестве подарка маркграфу Кристиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году и состоял из шести концертов. На вечере был сыгран второй – фа-мажорный, для скрипки, флейты, гобоя, трубы с оркестром. Особый акцент привнесло в программу имя Альфреда Шнитке (1934–1998). Таким образом, концерт представлял собой краткий, но весьма впечатляющий экскурс сразу в несколько музыкальных столетий.

Гидами в этом историческом путешествии выступили молодые российские музыканты. Некоторых из них тверская публика уже хорошо знает, в частности гобоист Дмитрий Булгаков, обладатель лауреатских дипломов многих самых престижных музыкальных конкурсов и фестивалей, не раз приезжал в Тверь в качестве участника проекта «Диалог поколений», в рамках которого юные тверские музыканты играют на одной сцене со своими уже состоявшимися коллегами. А кроме того, Дмитрий Булгаков давал в областной филармонии и сольные концерты. Его гобой можно было слышать в Бранденбургском концерте, си-бемоль-мажорном концерте Райхенауэра и Concerto Grosso (Большом концерте) №1 Шнитке. В этом шестичастном сочинении кроме струнных (камерный оркестр «Российская камерата» под управлением Андрея Кружкова) сольные партии принадлежат двум скрипкам и флейте. С последней блестяще справилась выпускница Московской консерватории, солистка Государственного академического камерного оркестра России Мария Алиханова. Первому концерту, написанному Шнитке в жанре кончерто-гроссо в 1977 году, досталась наибольшая популярность среди исполнителей и слушателей. Возможно, это произошло потому, что данное сочинение является одним из самых ярких примеров использования в композиторском творчестве полистилистики: стиль эпохи барокко взаимодействует в нем с авторским, токкату сменяет танго. По мнению музыковедов, в том числе тверского историка музыки Нины Дроздецкой, «такое столкновение различных стилей ассоциируется с жестким противостоянием духовности и бездуховности в наши дни». В звучании духовых и ансамбля в целом это противостояние очень хорошо ощущалось.

Самое главное достоинство состоявшегося концерта еще и в том, что он позволил аудитории услышать именно духовые инструменты. На фаготе в сочинении Райхенауэра играл солист Большого симфонического оркестра имени Чайковского Ярослав Кострыгин, по­стоянный участник фестиваля, придуманного Дмитрием Булгаковым, «Возвращение». Труба Константина Григорьева, студента Высшей школы музыки Карлсруэ, звучала в концерте Баха. Отдельным пунктом программы стало выступление квартета тромбонов Государственного академического симфонического оркестра России имени Светланова. Аркадий Старков, Константин Куприянов, Михаил Осипов и Алексей Минаев исполнили Концертино для тромбона с оркестром Давида, это произведение они эффектно сыграли в джазовой версии для четырех тромбонов и струнных. Еще одним гостем этого дня Баховского фестиваля стал Федор Строганов (подготовленное фортепиано, клавесин), выступающий как органист и континуист, композитор, участник ансамбля «Академия старинной музыки».

Таким же путешествием в мир музыкальной классики выдался и другой концерт, в котором участвовали солисты и коллективы Тверской филармонии: Татьяна Сергеева (орган), Татьяна Скворцова (сопрано), Максим Сальников (баян), Анастасия Павлова (виолончель), струнный квинтет и камерный хор «Русский партес». Программа этого дня была составлена примерно так же, как и программа предыдущего, – публике предложили перемещение из барокко в эпоху романтизма, а затем позволили насладиться шедеврами Глинки и Шнитке. В этом репертуаре связь с темой фестиваля тоже отчетливо прослеживается. Все композиторы, сочинения которых составили афишу вечера, были связаны с немецкой музыкальной культурой. Бах (звучало несколько его пьес, среди которых Прелюдия и фуга, Токката до мажор, соната для виолончели и органа и ария из 209-й кантаты) никогда не покидал пределов Германии. Немец Георг Фридрих Гендель, наоборот, много ездил по Европе и в конце концов поселился в Англии. Публика услышала его кантату для сопрано, клавесина и виолончели и Аллилуйя. Жизнь Феликса Мендельсона прошла в основном в Германии; из наследия этого композитора в концерте было исполнено Аллегро в переложении Бартольди.
Михаил Глинка (Дивертисмент на мотивы из оперы Беллини «Сомнамбула») учился в Германии у немецкого музыкального теоретика Зигфрида Дена. В концерте прозвучали также три духовных хора Шнитке, который, будучи нем­цем по происхождению, всегда признавал влияние на свое творчество немецкой культуры. Примером тому служит прежде всего опера «История доктора Иоганна Фауста».

Вчера фестиваль музыки Баха продолжился концертом Московского государственного академического камерного хора под управлением Владимира Минина. А сегодняшний концерт с участием скрипачей Романа Минца и Эллины Хайруллиной, а также оркестра «Российская камерата» будет полностью посвящен главному композитору форума. 

Автор: Евгений Петренко
181

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию