24 Июля 2017
$58.93
68.66
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика29.03.2013

Техника, она же не железная

Фотограф: Александр Солодков

Как вернуть или обменять некачественный товар

В рамках Международного дня защиты прав потребителей в областной библиотеке имени А.М. Горького прошел круглый стол по теме «О соблюдении действующего законодательства при продаже технически сложных товаров бытового назначения, в том числе сотовых телефонов, и при оказании услуг по их ремонту». Особый вес этому мероприятию придало участие в нем представителей регионального Управления Роспотребнадзора, консультационного центра для потребителей при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» и экспертных организаций. 

Забарахлил только что купленный ноутбук или холодильник? Неприятность подобного рода может приключиться с любым покупателем. Ее можно легко пережить, если продавец согласился обменять некачественный товар. Это самый простой вариант, когда магазин в добровольном порядке согласен удовлетворить требования клиента. Крупные торговые сети, как правило, всегда идут навстречу покупателям – меняют товар или возвращают деньги. Но бывает и по-другому: потребителю заявляют, будто технически сложные товары возврату не подлежат, и отправляют его в сервис­ный центр.

К слову, по статистике Рос­пот­ребнадзора, еще три года назад жалобы поступали преимущественно на некачественные мобильные телефоны. Теперь, когда покупательский бум на этот вид товара потихоньку пошел на спад, претензии в основном касаются электронных книг и планшетников с дефектами.

Правы ли продавцы, отказывая клиенту в его требованиях? Одно­значного ответа вам не сможет дать ни один эксперт, каждый случай надо рассматривать индивидуально. Однако всем следует знать об особенностях продажи технически сложных товаров бытового назначения, которые закреплены в «Правилах…», утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55.

Информация к раскрытию

Образцы предлагаемых для продажи товаров должны быть размещены в торговом зале, иметь ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены, а также краткие аннотации, содержащие основные технические характеристики.

Такой подход позволяет покупателю сделать более осознанный выбор. Если какие-то сомнения по качеству и функциям изделия все-таки остались, продавец обязан подробно проконсультировать покупателя. Однако нередко, описывая достоинства, к примеру, смартфона или блендера, консультант преследует одну цель – продать, а не предоставить достоверную информацию. И если молодые люди, отправляясь в магазин, обычно уже знают, какую именно технику они хотят приоб­рести, то пожилые – предоставляют выбор продавцу. И только дома начинают осознавать, что купили не тот товар.

Доверяй, но проверяй

Свидетелем подобных случаев можно стать, к примеру, в салонах по продажам сотовых телефонов. Бабушки и дедушки просят порекомендовать им что-нибудь попроще, а уходят, прикупив многофунк­циональный аппарат, который, по сути, им не нужен. А когда пытаются его вернуть, то час­то слышат такой ответ: это технически сложный товар и обмену не подлежит. Чтобы не попасть впросак, лучше заранее посоветоваться с родными или знакомыми, понимающими толк в технике.

При выборе технически сложных товаров следует особое внимание обратить на целостность упаковки товара. Если заметно, что коробку уже открывали, то лучше воздержаться от покупки. Тверские эксперты уверяют: на прилавках магазинов можно увидеть якобы новые, но уже побывавшие в ремонте товары. Кроме того, к изделию в обязательном порядке должна прилагаться инструкция на русском языке.

Консультант-продавец по требованию клиента обязан проверить в его присутствии качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов. В гарантийном талоне работник магазина указывает дату и место продажи, а в необходимых случаях – адрес сервисного центра.

Если что-то не так, как надо

Давайте представим, что, вернувшись домой, вы обнаружили недостатки у приобретенной техники или она сломалась. Потребитель вправе предъявить продавцу одно из требований, изложенных в ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Кстати, если речь идет о крупногабаритном товаре весом более пяти килограммов, его доставка, ремонт, замена и возврат должны осуществляться силами и за счет продавца (п. 6. ст. 18 того же закона).

Если не удается решить вопрос мирно, следует написать претензию в двух экземплярах. Один экземпляр вручается ответственному должностному лицу торгового предприятия под роспись на втором экземпляре, который должен храниться у вас. 

Следует обратить внимание, что продавец не должен превышать сроки рассмотрения претензий. В течение 10 дней он обязан письменно известить потребителя о согласии или несогласии выполнить предъявленные требования. В случае обнаружения в товаре недостатков вы вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денег либо предъявить требование о замене товара на изделие этой же или другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. 

Потребитель, настаивающий на замене некачественного товара, может воспользоваться своим правом и настоять, чтобы продавец заменил его в течение семи дней со дня предъявления требования. При необходимости дополнительной проверки качества или при возникновении спора о причинах появления недостатков этот срок продлевается до 20 дней. При отсутствии у продавца необходимого для замены товара – на месяц. Претензии к технически сложному товару ненадлежащего качества потребитель вправе предъявить в течение 15 дней со дня покупки. 

Следует также знать, что по вашему требованию продавец обязан в течение трех дней безвозмездно предоставить на период ремонта аналогичный товар, обеспечив его доставку за свой счет. Обратите внимание, что это правило распространяется на товары, которые не входят в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года №55 (ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Продавец обязан провести экс­пертизу товара за свой счет при возникновении разногласий о недостатках товара между покупателем и продавцом (изготовителем). Потребитель также вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если во время экспертизы будет установлено, что недостатки изделия возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), то потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному ИП, импортеру) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением затраты на транспортировку. 

Если предусмотренные законом 15 дней на предъявление претензии истекли, то требования клиента подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим законом «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. В случае же надлежащего качества эти товары не подлежат возврату или обмену. 

Если продавец (изготовитель) отказался удовлетворить ваши требования, изложенные в претензии, тогда остается единственный путь – защищать свои интересы в суде. 

Автор: Екатерина Михня
45

Возврат к списку

День русской деревни в Ржевском районе прошел весело, громко, вкусно и ярко
Дым из трубы над деревянным домом, милые бабушки, коровы в поле, тихая рыбалка на речке, чистый воздух, трудолюбие и усердие – вот лишь некоторые ответы на вопрос, с чем у вас ассоциируется русская деревня. Их мы получили во второй главный день народного праздника в Есёмово, собравшем более 13 тысяч гостей.
22.07.201723:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость