19 Сентября 2017
$57.62
68.75
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 28.03.2013

Над кем и чем торжествует православие?

Фотограф: Архив "ТЖ"

Человек – это икона, нуждающаяся в реставрации

 1170 лет назад VII Вселенский собор отверг ересь иконоборчества. Это произошло в первую неделю Великого поста. С тех пор и принято было в первое воскресенье после начала поста праздновать Торжество Православия. 

Смысл этого празднования трудно ухватить даже знающему историю, но далекому от церкви человеку. Действительно, обычно торжествуют победители, а побежденные пребывают в унынии. Но из истории хорошо известно, что в 843 году церковь победила в сущности сама себя. Ведь в 754 году 338 византийских епископов единодушно высказались против икон, после чего в продолжение царствований трех императоров православной Византии жестоким гонениям за почитание святых икон подвергались православные же христиане. Потому и можно услышать из уст современных священнослужителей, что историческое событие 843 года дает в наше время повод не столько к торжеству, сколько к покаянию.

Однако и для торжества оснований немало. В одной из своих проповедей митрополит Сурожский Антоний говорил: «Мы не празднуем торжество православных над другими людьми, а ликуем о том, что Бог из столетия в столетие нашел в нашей среде людей, так глубоко Ему преданных, так способных Ему приобщаться, Его познавать, что Он открыл нам, порой непросвещенным, порой с затуманенным сердцем и умом, истину о Себе».

Именно «затуманенные сердца» одних христиан, ставших поклоняться иконам, как языческим идолам, настолько «затуманили» других христиан. Церковный историк А.В. Карташев в книге о Вселенских соборах рассказывает о том, что около 825 года император Михаил Травль жаловался, что византийцы берут иконы в восприемники своих детей при крещении, а другие, причащаясь, не берут в уста святого Тела, прежде чем не положат его на святые иконы. А некоторые священники соскабливают краски с икон и примешивают их к святой Крови или даже служат литургии по домам на святых иконах вместо церковных престолов.

Но у хулителей Церкви, каковых и сегодня немало, нет оснований утверждать, что история православия – это путь от одной ошибки к другой. Источник истины – Святое Евангелие – всегда под рукой у верующего человека. Но припасть к нему можно только с чистым сердцем, омытым покаянием. Священник Филипп Парфенов говорил в этой связи: «Если новозаветную Церковь называют Новым Израилем, то вполне уместна следующая аналогия: как ветхозаветный Израиль странствовал по пустыне, заблуждался, уклонялся от Божиих повелений вплоть до отлития себе золотого тельца и других форм идолопоклонства, так и церковь земная (с маленькой буквы, и не столь даже важно, какой конфессии), странствующая на протяжении дальнейшей истории, повторяет в той или иной мере грехи и ошибки ветхозаветных израильтян». Никто никогда не утверждал, что путь к истине легок и прост. Но истина в конечном итоге всегда торжествует над заблуждением.

Замечательный русский филолог и богослов Сергей Аверинцев, ровно 20 лет назад произнесший проповедь на эту тему в Сретенском монастыре Москвы, говорил: «Кто понимает существо иконы и правомочность почитания икон, тот понимает самое существо Православия». Он напомнил слова апостола Павла, говорившего о Христе как об истинном образе Отца. По-гречески икона и есть образ. Бог, воплотившись в Христе, освятил, одухотворил не только человеческую плоть, но и само вещество, из которого создается икона. По словам Аверинцева, весь космос как-то освящался через сотворение иконы. «И так это происходит каждый раз, когда в мир приходит еще одна икона и открывается еще одно окно из нашего мира видимого в мир невидимый, но становящийся видимым». Напомнил он и о том, что в истории русской святости особое место занимают иконописцы. Одним из первых русских святых был преподобный Алипий Печерский – иконописец. «А в преподобном Андрее Рублеве, – говорил Аверинцев, – мы имеем убедительное, очень редкое соединение высшего явления святости и высшего явления национальной художнической одаренности».

Стоит вспомнить, что и человек, созданный по образу и подобию Божию, в сущности, – живая икона Бога, но чаще всего поврежденная, испачканная и нуждающаяся в реставрации. Когда священник обходит церковь и кадит святым иконам, он точно так же кадит и в сторону молящихся, как бы напоминая им об этом. И если бы люди всегда могли увидеть в себе и своих ближних сквозь все искажения это божественное достоинство, они не были бы так злы друг к другу. 

Так что праздник Торжества Православия напоминает нам и о любви Бога к нам, и о нашем несовершенстве, о том, как искажаем мы в себе образ Божий. Поэтому, как предлагал Антоний Сурожский, «будем ликовать о торжестве Православия над нами, православными, о победе Божией над нами. И из благодарности все знание о Боге, которое Церковь собрала за тысячелетия, будем щедро давать тем людям, которым Бог нужен, потому что тысячи и тысячи людей нуждаются в познании истины о Боге, о человеке, о жизни».


Автор: Сергей Глушков
83

Возврат к списку

Туристический потенциал Тверской области представлен в Москве
19 сентября в столичном комплексе «Экспоцентр» открылась 23-ая международная туристская выставка «Отдых Leisure 2017», которая продлится в течение 3 дней и объединила на одной площадке более 670 участников из 64 стран и регионов России. Верхневолжье представляет на выставке свой стенд, выполненный по концепции «Губернский туризм». 
19.09.201709:29
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость