14 Декабря 2017
$59.14
69.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Безопасность 26.03.2013

На автомате

Фотограф: Маргарита ВАСИЛЬЕВА

Протокол и штраф могут стать для лихача полной неожиданностью

Сотрудников ГИБДД на дороге не видно? Это еще не значит, что можно расслабиться – превысить скорость, обойти затор по встречной полосе... Расплата за подобные вольности за рулем, скорее всего, не заставит себя ждать.

В последнее время многие тверские водители, нарушившие правила дорожного движения (ПДД), когда, как им казалось, «никто не видел», стали получать уведомления, которые они окрестили «письмами счастья». В конверте постановление о взыскании штрафа, а на обратной стороне – квитанция и снимок с места нарушения ПДД. Дескать, вот ваш автомобиль в недвусмысленной ситуации – наша техника не врет.

О том, как действует современное видеонаблюдение на дорогах и насколько это облегчает работу правоохранительных органов, мы попросили рассказать начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения УГИБДД России по Тверской области Константина Баранова. 

Умная техника

Видеонаблюдение на наших дорогах начали вести еще в 2010 году. Тогда на трассе М-10 появились первые комплексы видеофиксации. Но теперь эти возможности используются куда более широко. В прошлом году в рамках федеральной целевой программы снижения аварийности были выделены средства на 25 комплексов видеонаблюдения. В этом году приобрели еще четыре комплекса «Стрелка». Областные власти уже выделили средства на их установку (это стационарная техника, «Стрелки» монтируются на специальной опоре и фиксируют до пяти полос движения в обоих направлениях). Кроме «Стрелок» на дорогах Верхневолжья используются комплексы «Криз». Они могут отслеживать только одну полосу, но бывают как стационарными, так и передвижными. Их удобно передислоцировать туда, где в связи с какими-то обстоятельствами (ремонт дороги, погодные условия) повышается риск аварийности. Кроме того, за счет регионального бюджета приобретена новейшая модель – комплекс «Робот».

Он может следить за шестью полосами движения и при этом не требует средств на установку – его можно закрепить хоть на фонарном столбе и снять, когда понадобится, с этим справляется один человек. А есть, к примеру, комплексы, которые могут пригодиться скорее на городских улочках, чем на трассе. Например, «Паркон», – с его помощью фиксируют нарушения правил парковки. Проблема автомобилей, припаркованных на тротуаре или проезжей части, для наших городов очень актуальна, особенно зимой. Обзавестись такими комплексами планируют некоторые районные центры, в частности, Кимры, Ржев. Благодаря этой технике сотрудники ГИБДД порой рассылают нарушителям 1,8 тыс. постановлений в день.

– Иногда фиксируем и больше нарушений, – уточняет Константин Баранов. – Но технические возможности центра сегодня позволяют обработать и разослать за день до 1800 постановлений. Кстати, это в полтора раза больше, чем в прошлом году.

В режиме онлайн

Сотрудники центра отслеживают ситуацию на дорогах, не выходя из кабинетов. Вся информация с комплексов видеонаблюдения, установленных в разных уголках области, поступает на их компьютеры. Остается выбрать любой участок дороги и посмотреть, что там происходит в режиме настоящего времени.

 – Давайте поглядим, как у нас сейчас дела в поселке Химинститута, – Константин Борисович наглядно демонстрирует, как происходит рабочий процесс. На экране появляется картинка: дорога, автомобиль, номерной знак отчетливо виден. Рядом цифры: комплекс видеофиксации определил скорость автомобиля: она больше, чем положено.

 – Видите, там знак стоит: максимальная скорость – 40 километров в час, – показывает на экран руководитель центра, – а прибор зафиксировал 64 километра. Этот водитель превысил скорость на двадцать четыре километра в час. По номеру автомобиля определим владельца, установим его адрес. Инспектор сверит информацию об автомобиле этого человека с машиной, что на снимке, чтобы избежать ошибки, – техника надежна, но не в наших правилах слепо на нее полагаться. Затем выносится постановление об административном правонарушении, в тот же день оно вносится в реестр. Наши сотрудники изготавливают мотивированное решение, чтобы человек понимал, за что его штрафуют. К нему обязательно прилагаются разъяснение о порядке обжалования и фотография, где зафиксировано правонарушение, – на случай, если нарушитель надумает все отрицать. И высылаем вместе с квитанцией. Это упрощает задачу и нам, и, как ни парадоксально звучит, нарушителю. Ему не надо никуда ходить, выяснять время – нужно только оплатить квитанцию. 

Я не я и «лошадь» не моя?

Ну, а насколько аккуратно нарушители оплачивают эти штрафы? Сотрудники ГИБДД отмечают: положительный эффект от автоматизации. В прошлом году область потратила на комплексы видеофиксации 7 млн. рублей, а за счет штрафов, что заплатили «пойманные» с помощью этих комплексов нарушители, областной бюджет пополнился на 50 млн. рублей. 

Срабатывает определенный психологический момент. Осознав, что нарушение незамеченным не останется, даже если тебя вроде бы никто не видел, водитель становится более дисциплинированным – причем всю дорогу, а не только вблизи поста ГИБДД. 

Но порой бывает и наоборот, нарушитель возмущается: за руку же не поймали, меня никто не останавливал. Докажите, что там был я!

Как вспоминают сотрудники центра, чего только люди порой не придумывают: и справки с работы приносят, что в момент нарушения находились в командировке или безвылазно на рабочем месте. И заявляют, будто это автодвойник и номер «левый». И что кто-то взял чужую машину покататься… 
– По закону доказывать свою невиновность в нарушении ПДД должен владелец автомобиля, – поясняет Константин Баранов. – Конечно, всякое бывает. Автомобили продают по генеральным доверенностям, позволяют сесть за руль жене, брату, свату… Но это нужно подтвердить. Представьте нам копию этой доверенности. Если там открытая страховка и за рулем был кто-то из родственников или друзей, пусть этот человек даст письменное объяснение или хотя бы сообщит данные того, кто вел машину. Но если тот не подтвердит, что был за рулем, отвечать все равно придется хозяину транспортного средства.

Ну, а если кто-то письма из ГИБДД игнорирует, да и вообще штрафы платить не хочет? Существует программное обеспечение, которое позволяет выявлять водителей, не уплативших штрафы в срок. Их вызывают в службу судебных приставов, разъясняют им последствия такого правонарушения (закон предусматривает за это различные степени ответственности – от уплаты штрафа в двойном размере до 15 суток административного ареста). Как правило, узнав об этом, должники отправляются платить штраф.

Лихачи и не только

С помощью комплексов видеофиксации удается не только дисциплинировать водителей. Иногда «Стрелки» и «Кризы» помогают раскрыть серьезные преступления. Например, похищение банкомата в Вышнем Волочке. Напомним – злоумышленники, отчаявшись вскрыть начиненный купюрами аппарат, попросту выломали его из стены и повезли на своем автомобиле в укромное место, где надеялись все-таки выпотрошить. Машина с банкоматом попала в поле зрения комплекса видеофиксации, и похитителей вскоре задержали. А пока мы беседовали с сотрудниками центра, видеокомплекс зафиксировал «Ладу Приору», что недавно была угнана и числилась в розыске.

Так что сотрудничество Центра автоматизированной фиксации с другими полицейскими службами налажено, запросы из уголовного розыска, к примеру, сюда поступают ежедневно. 
Но все-таки главная задача центра – обеспечение безопасности на дорогах. И выполняют ее вполне успешно. Анализ очагов аварийности на дорогах Верхневолжья об этом говорит вполне определенно. Взять хотя бы выезд из «Южного» на московско-питерскую трассу. Еще недавно этот участок дороги постоянно фигурировал в сводках ДТП. В 2011 году там поставили стационарный комплекс, и в 2012 году аварийность здесь стала нулевой. Так же изменилась статистика происшествий и на некоторых других опасных участках трассы М-10, в Конаковском и Торжокском районах – с «очага повышенной аварийности» опустилась почти до нуля. 

Хотелось бы надеяться, это произошло не только потому, что водители испугались штрафов. Наверное, задумались: неспроста же тут камеры стоят. Все-таки видеофиксацию проводят не наугад, а после тщательного анализа аварийности, на самых сложных участках пути, где велик риск ДТП. Так может, действительно стоит проявить осторожность? И не столько ради того, чтобы избежать знакомства с ГИБДД, а ради безопасности – своей и пассажиров.


Автор: Маргарита ВАСИЛЬЕВА
50

Возврат к списку

На решение жилищного вопроса молодых семей Тверской области направят 136 млн рублей
Уже почти два месяца в квартире пятиэтажного дома на улице Коробкова постоянно звучит звонкий детский смех. Иван и Анна Израйлевы и три их прелестные дочки обустраиваются на новом месте. 
13.12.201716:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость