30 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура21.03.2013

Ветер Волги

Фотограф: Наталья Зимина

Живая живопись Александра Замятина

Лекционный зал Тверского городского музейно-­выставочного центра не изменяет своей репутации удачной дебютной площадки: именно в этом зале показывали свои первые персональные выставки многие тверские художники. На днях там открыл выставку «Мес­то под солнцем» ныне живущий в Кимрах художник Александр Замятин.

Называть Александра Замятина дебютантом было бы некорректно: в его творческом портфеле есть выставки в Кимрах и Дубне, в таких солидных столичных учреждениях, как Государственная дума и Центральный Дом Российской армии; выставлялся он и во Франции, в городе Нанси. Однако тверскому зрителю он был известен лишь по участию в коллективных выставках, в том числе таких солидных, как «Кимры сегодня», «Итоги года» и «Тверской пейзаж». Пришло время представиться областной столице персонально, и получилось это весьма удачно. 

Учился Александр Замятин в Магнитогорске на художественно­-графическом факультете педагогического института, потом долго жил в Казахстане – в местах, отличающихся особым, категорически не похожим на среднерусский ландшафтным колоритом. Поэтому переезд в Кимры стал для художника новым уникальным опытом – после степных просторов он особенно остро прочувствовал подвижную и изменчивую стихию воды. Это отметили все гости вернисажа: Геннадий Ореликов, давно установивший с водой свои особые отношения, заметил, что в картинах Александра Замятина «все шевелится и дышит», а также похвалил необычный звонкий колорит и обилие свежего воздуха. Художник действительно с головой окунулся в размашистый волжский ландшафт и начал исследовать его во всех состояниях: и в безмятежном спокойствии, и в поэтике «бури и натиска», не так чтобы очень характерной для верхневолжских вод. 

Сам художник признался, что портрет и натюрморт не его жанры. Про портрет он сказал совершенно верно – не его. В натюрморте он строго следует канонам, не выходя за предельно жесткие рамки и не привнося ничего своего. Но вот в пейзажах он позволяет себе развернуться со вполне волжской широтой, и делает это весьма убедительно, сполна используя богатый пленэрный опыт. Эффектность его работ основана на использовании полного набора чистых, сочных красок, наложенных с неповторимой простотой и изяществом. Александр предпочитает работать мастихином. Техника широких и быстрых мазков используется для наложения насыщенных цветов, причем в зависимости от текстуры элементов пейзажа Александр применяет различные виды мазков – от мелких и плоских до энергичных и рельефных. Что интересно, в Кимрском районе есть еще один художник, предпочитающий такую технику, – Владимир Маслов из Белого Городка: с его творческой манерой перекликается пейзаж «Осеннее солнце». Что­-то есть, вероятно, в этих пейзажах эдакое, что побуждает художников воплощать их на холсте таким энергичным способом. Спокойная вода, кстати, удается художнику не столь убедительно, как вольные буруны и не менее вольные облака, обрамляющие сюжет, к примеру, на картине «Два корабля». 

Помимо прочего, Александр Замятин интересен тем, что он пишет реку не в ее первозданном идиллическом виде, но вводит антропогенный фактор: разнообразные плавсредства присутствуют в его картинах как образ осмысленной жизни, органично вошедшей в первобытное бытие природной стихии. Причем это не только пат­риархальные лодки, но и такой сугубо индустриальный мотив, как «Разгрузка баржи», где в контексте все тех же волн и облаков сугубо прозаические взаимоотношения баржи и крана перерастают в своего рода мифологическую «битву тигра с драконом». Художник, надо сказать, вообще склонен к некоторой мифологизации действительности. Здесь показательна серия «Соловки», которую он писал три года. Знаменитый памятник русского Севера, не лишаясь индивидуальных узнаваемых черт, становится образом атакуемой волнами неприступной твердыни, в центре которой сияет священное пламя. И тут образуется весьма обширный ассоциативный ряд, вмещающий в себя и историю конкретного русского монастыря, и мотив поглощаемого волнами града Китежа, и фантастический мир, построенный в «Сильмариллионе» профессором Толкиеном.
 

В кимрском ветре действительно есть нечто особое – это давно заметили и оценили многие художники, заложившие и развивающие там свою специфическую традицию. Как совершенно справедливо заметил председатель Тверского отделения Союза художников России Евгений Антонов, Александр Замятин «…впитал лучшие качества кимрской школы – и пошел дальше». 

Автор: Наталья Зимина
24

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию