28 Февраля 2017
$57.94
61.26
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура19.03.2013

Во все пределы

Фотограф: ВЛАДИМИР КОМАРОВ

Большая жизнь маленького рассказа

 В Тверском академическом театре драмы продолжают играть премьерный спектакль «Ведьма» в постановке Веры Ефремовой. Короткий одноименный рассказ Антона Чехова режиссер смело перенес на большую сцену, на которой дул ветер, мела метель и, по словам писателя, какая-то сила «злобно стучала кулаками по окну, метала и рвала, а что-то побежденное выло и плакало».

Чехов, как известно, написал «Ведьму» очень быстро – за одни сутки – и был не очень доволен результатом. В письме к Суворину он, например, сравнивал новое произведение со своим рассказом «Панихида» и говорил, что «Ведьма» «вдвое хуже». В другом письме – к Билибину – 
Чехов жаловался: «Ведьма» многим… не понравилась... Но что делать! Нет тем, да и черт толкает под руку такие штуки писать». Впрочем, писатель напрасно расстраивался – новый рассказ был принят весьма благожелательно, правда, «сугубый реализм» «Ведьмы» многим действительно пришелся не по душе. В новом спектакле Веры Ефремовой этого «сугубого реализма» как будто бы нет. В атмосферу постановки зрителя погружает сначала Александр Чуйков, читающий в самом начале текст от автора, – в этом вступлении описывается разбушевавшаяся природа, «сущая война за окном». (Здесь стоит сказать, что в день спектакля, это была минувшая пятница, происходящее на сцене ничуть не отличалось от творившегося на улице, где небо изо всех сил сыпало на землю хлопья нового снега.) Нехорошо на душе было у дьячка Савелия (Георгий Пономарев), ворочавшегося на печи. Но он знал, в чем дело. Или по крайней мере думал, что знал.

Наблюдая за тем, как на большом экране буйствует метель, поначалу кажется: в сторожке Савелия в самом деле происходят какие-то мистические штуки. Дьячок мечется с печи на пол и обратно, прячется под одеялом, держа в руке табуретку, набрасывается на свою молодую жену Раису, которая сидит за столом и шьет мешки, и именно в ней видит причину и ненастья, и своего собственного душевного неспокойствия. Сама Раиса, впрочем, на все истерические нападки мужа почти не реагирует: до поры до времени она спокойна и даже царственна в своей красоте. Чехов писал, что лицо героини ничего не выражало, «так ничего не выражает красивый фонтан, когда он не бьет».

Ирина Погодина именно так и подает свою героиню, внешнее спокойствие которой особенно заметно на контрасте и с разбушевавшейся за окном стихией, и с состоянием Савелия. Эмоции Раисы скрыты, но это, естественно, вовсе не означает, что их нет – внутренняя жизнь героини проистекает скрыто, время от времени прорываясь наружу. О ней зритель может судить прежде всего, конечно, по репликам, которые она бросает мужу. Именно из них становится понятно, что молодость Раисы была загублена постылым супругом, который, выведенный за штат и превратившийся из дьячка в сторожа, похоже, стал терять душевное равновесие. Во всяком случае ничем иным мистические настроения Савелия и его иступленное желание навесить на жену ярлык ведьмы не объяснимы. В этом смысле Савелий весьма похож на лирического героя стихотворения Фета, которое вполне может служить иллюстрацией к чеховскому тексту. Фет писал, в частности, о том, что во время непогоды: «Сердце стынет понемногу, // И у жаркого камина // Лезет в голову больную // Все такая чертовщина!» В спектакле камина нет, но есть жарко натопленная печь…

Подозревая Раису в связях с нечистым, Савелий исходит, конечно, из того, что все бабы – ведьмы, ну и погода, разумеется, эти его убеждения изрядным образом подкрепляет. Мучаясь подозрениями, герой Георгия Пономарева ничего не хочет видеть вокруг себя, хотя если бы он присмотрелся, то увидел бы красавицу жену, в голове которой царит, возможно, не меньшая неразбериха, чем на улице.

В другом случае страдания и желания, которые испытывает героиня, стали бы главным предметом актерской рефлексии. В «Ведьме» Вера Ефремова подкрепляет психологию визуальными средствами. В спектакле вместе с актерами заняты Наталья Чернина и Никита Березкин, и они делают страсти, кипящие в душе Раисы, зримыми – каждый эмоциональный всплеск героини поддерживается танцевальным номером, причем танцующих никто, кроме зрителей, понятно, не замечает. На самом деле эти номера очень хорошо показывают, во-первых, что происходит в душе героини, а во-вторых, делают акцент на отстраненности, с какой относится героиня к супругу и всем его обвинениям, хотя они, безусловно, больно ранят ее. «Несчастная я! – зарыдала дьячиха. – Коли б не ты, я, может, за купца бы вышла или за благородного какого! Коли б не ты, я бы теперь мужа любила!»

Новый спектакль – это история о любви, любви несостоявшейся, загубленной, почти невозможной, но такой желанной. Мимолетное чувство вспыхивает вдруг, когда, спасаясь от холода, в сторожку к дьячку приходит почтальон (Алексей Майский). Искра вспыхивает почти моментально, и молодые люди сливаются в страстном, но коротком поцелуе. И расстаются – взбешенный дьячок выгоняет и почтальона, и ямщика (Дмитрий Новоселов). От начала спектакля до момента, когда закрывается занавес, проходит всего ничего – меньше часа, но за это время Вера Ефремова и ее артисты рассказывают историю, наполненную тонкими психологическими нюансами, украшенную убедительной и сильной актерской игрой и отмеченную тем особым качеством, когда мало на самом деле значит очень много.
Автор: Евгений Петренко
67

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Верхневолжье показало участникам инвестиционного форума «Сочи-2017», куда бизнес должен вкладывать деньги
Что объединяет производство по выпуску сыров, предприятие по переработке масличных культур и создание авиационных теплообменников? Все эти проекты реализуются или будут реализованы в Тверской области.
27.02.201721:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию