10 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика29.09.2008

Анатолий Боченков: Вместе нам доступно многое

Как утверждают авторитетные западные эксперты, развитой можно считать экономику тех стран, у которых доля машиностроения в ВВП составляет не менее 35%. В Тверской области, территория которой сопоставима с размерами ряда европейских стран, на машиностроение приходится 34% РВП. И теперь перед нами стоит вполне диалектическая задача перехода количества в качество. В русле решения этой задачи администрация Тверской области инициировала разработку долгосрочной целевой программы  «Поддержка развития предприятий машиностроительного комплекса Тверской области на 2010–2012 годы». Работу над проектом программы планируется завершить к концу года. Своим видением подходов к решению общих для машиностроительного комплекса и исполнительной власти региона задач по развитию отрасли с «ТЖ» делится председатель машиностроительной федерации Тверской области Анатолий БОЧЕНКОВ.

Как утверждают авторитетные западные эксперты, развитой можно считать экономику тех стран, у которых доля машиностроения в ВВП составляет не менее 35%. В Тверской области, территория которой сопоставима с размерами ряда европейских стран, на машиностроение приходится 34% РВП. И теперь перед нами стоит вполне диалектическая задача перехода количества в качество. В русле решения этой задачи администрация Тверской области инициировала разработку долгосрочной целевой программы (ДЦП) «Поддержка развития предприятий машиностроительного комплекса Тверской области на 2010–2012 годы». По замыслу, эта программа, носящая безусловно стратегический характер, должна дать возможность оперативно и адекватно реагировать на все вызовы времени, исходя из которых и будут определяться основные потребности развития отрасли.
Идея разработки этого документа обсуждалась на состоявшемся на минувшей неделе расширенном заседании региональной федерации машиностроителей с участием первого заместителя губернатора Василия Толоко. Было принято решение о том, что федерация будет представлена в создаваемой рабочей группе по подготовке документа, которую возглавит руководитель департамента экономики Тверской области Сергей Аристов. Участие машиностроителей, видящих проблемы своей отрасли изнутри и имеющих богатый практический опыт их решения, должно в большей степени сориентировать команду разработчиков программы на конкретику, придать конечному продукту совместной работы большую реалистичность. Работу над проектом программы планируется завершить к концу года. Своим видением подходов к решению общих для машиностроительного комплекса и исполнительной власти региона задач по развитию отрасли с «ТЖ» делится председатель машиностроительной федерации Тверской области Анатолий БОЧЕНКОВ.
– В опубликованном на днях в «ТЖ» интервью с заместителем губернатора Максимом Лукиновым, приуроченном к профессиональному празднику нашей отрасли, содержится очень важный для нас посыл. Замгубернатора подчеркнул, что исполнительная власть региона связывает перспективы развития территории не только с созданием новых производств, но и с привлечением инвестиций в имеющуюся промышленную базу, в частности, местное машиностроение. И именно на сохранение, развитие и модернизацию этих производств будет обращаться особое внимание, оказываться им содействие в решении их кадровых, энергетических и других инфраструктурных проблем. Сегодня это в первую очередь техническое переоснащение производства, повышение производительности труда и качества продукции предприятий отрасли, освоение современных эффективных методов продвижения ее на внутреннем и внешнем рынках.
Решение этих проблем, безусловно, требует системного подхода при объединении усилий как самих отраслевиков, так и органов исполнительной власти. И в этом смысле решение о создании и последующей реализации ДЦП по развитию отрасли мы расцениваем как очень своевременное и принципиально необходимое для нас инвестирование административного ресурса в основу региональной промышленной базы. И, вне всякого сомнения, эти инвестиции с лихвой окупятся. Подтверждением тому  опыт ведущих экономик. И в развитых европейских странах, и в США, и в Японии уже многие десятки лет существуют объединения машиностроительных компаний, аналогичные нашей федерации. Там в них входят многие сотни компаний. Цели этих объединений, декларированные в их уставных документах, – оказывать содействие предприятиям в развитии производства и экспорта товаров, через прогресс отрасли обеспечивать общее развитие экономики страны. То есть в развитых экономиках подобные отраслевые объединения являются эффективным инструментом диалога и сотрудничества между бизнесом и властью, они консолидируют отрасль вокруг власти для решения государственных задач. И задачи, как мы все видим, ими сообща успешно решаются.
И сегодня мы имеем реальную возможность применить этот опыт у себя и наладить эффективную совместную работу, направленную на пополнение регионального бюджета, развитие экономического потенциала региона и повышение его инвестиционной привлекательности. В этом смысле машиностроение – базовая отрасль, без успешного функционирования которой невозможно развивать ни легкую промышленность, ни пищевую, ни энергетику, ни сельское хозяйство. Постоянное сотрудничество отраслевиков с региональной властью позволит нам, не рассеивая силы на преодоление локальных трудностей отдельных компаний, сосредоточить все ресурсы на выработке и применении оптимальных способов решения общих проблем. Например, хотелось бы рассчитывать на поддержку отрасли административным ресурсом в вопросах обеспечения доступа к региональным энергоресурсам, в привлечении инвестиций и в оценке компаний, в оформлении в собственность земель под предприятиями для запуска их в оборот, использования в качестве залога при кредитовании. При этом наша федерация не просит от власти каких-либо льгот или особых условий для бизнеса – это не наш подход. Напротив, мы подчеркиваем свою готовность войти в этот совместный с региональной властью проект в качестве ответственного, располагающего необходимым потенциалом партнера в решении социальных вопросов на местах.
Расскажу подробнее об этом потенциале. Федерация машиностроителей Тверской области существует уже шесть лет, она включает в себя 23 предприятия отрасли, не входящих в холдинги и группы компаний, общая численность занятых на них работников превышает 16 тысяч человек. География охвата – почти все крупные районы области: Бежецкий, Бологовский, Вышневолоцкий, Кимрский, Конаковский, Нелидовский, Ржев-ский, Торжокский. За годы совместной деятельности в рамках федерации нам удалось наладить эффективный механизм внутриобластной кооперация внутри отрасли. Суть здесь в том, что предприятия – члены федерации изготавливают друг для друга необходимую продукцию – комплектующие узлы и детали и т.д. Общий объем кооперационных поставок на сегодня составляет до 20 миллионов рублей в месяц. Таким образом, наши предприятия имеют надежных поставщиков, встроенных в единые технологические цепочки, и при этом они избавлены от необходимости закупать оборудование, в котором у них нечасто возникает нужда. Кстати, с целью оптимизации использования производительных сил в федерации создана единая база материально-технического снабжения.
В рамках нашей федерации мы ведем целенаправленную работу по поиску зарубежных партнеров для входящих в нее компаний. При этом опираемся на опыт ООО «Тверьстроймаш», первым «обкатавшего» взаимовыгодную форму сотрудничества по выпуску продукции под общей маркой. При этом иностранный партнер предоставляет свои технологии и конструкции, то есть интеллектуальную собственность, а тверское предприятие закупает необходимое оборудование и обучает свой персонал для работы на нем. В итоге наша компания выходит на внешний рынок с конкурентоспособным товаром, а ее западный партнер обретает весьма ценную для него «фору» перед своими соотечественниками в проникновении на очень интересный для них российский рынок.
По нашим оценкам, сегодня у машиностроительного комплекса Тверского региона есть все условия для того, чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию как минимум для российского рынка в сегментах станкостроения, транспортного машиностроения, строительной и дорожной техники и сельскохозяйственных машин и оборудования. И дело не только в технических возможностях, главное – мы поверили, что вместе нам доступно многое. Исходя из этого, региональная машиностроительная федерация сейчас разрабатывает два проекта, для которых потребуются широкая кооперация отраслевиков и организационная и лоббистская поддержка региональной власти. Речь идет о выпуске в широком ассортименте сельскохозяйственных машин и оборудования нового поколения и о производстве техники для добычи и переработки торфа. Сейчас ведутся переговоры с сельхозбанком о его участии в финансировании этого проекта. Если удастся все воплотить так, как задумано, то уже в видимой перспективе можно будет говорить о создании в Тверской области всероссийского центра сельскохозяйственного машиностроения.
Еще одна наша важнейшая общая задача – работать на закрепление трудовых ресурсов в регионе, обеспечивая им занятость и достойную зарплату и условия для жизни. Головная боль и нашей отрасли, и экономики региона в целом – дефицит квалифицированных кадров. И, как мы уже давно убедились, решить ее в одиночку даже самым крупным и успешным местным компаниям не под силу. Здесь требуются кооперация предприятий и объединение усилий с исполнительной властью. Федерация машиностроителей готовит для представления в администрацию области пакет своих предложений в сфере региональной кадровой политики. Речь идет в том числе о рассмотрении возможностей перепрофилировании ряда ссузов области под нужды отрасли. При этом предприятия – члены федерации готовы взять шефство над профильными училищами, профессиональными лицеями и колледжами. Конечно, не всем нашим предприятиям это под силу в одиночку, и потому мы и здесь планируем использовать все тот же принцип кооперации: у каждого ссуза будет по три-четыре шефа из числа машиностроительных предприятий, расположенных в их или соседних муниципальных образованиях. Кроме того, предприятия федерации уже сегодня берут шефство над средними школами, ведут там профориентационную работу, также организуют прохождение практики для студентов вузов. Как председатель федерации, я вхожу в попечительский совет Тверского технического университета. ТвГТУ в свою очередь сейчас рассматривает возможность своего вступления в нашу федерацию либо как минимум делегирования туда своих факультетов, связанных с нашей отраслью.
Кадровая политика – это не только профессиональная подготовка работников, но и создание инфраструктуры для их обустройства. Здесь имеется в виду обеспечение их доступным жильем, их детей – детскими садами. Предприятия – члены федерации готовы взять часть этих забот на себя, предоставляя своим работникам ссуды для покупки жилья. Мы уже ставили вопрос и о передаче нашим предприятиям детских садов, готовы даже их выкупать у муниципалитетов.
Думается, что в ходе работы над проектом долгосрочной целевой программы развития машиностроительного комплекса Тверской области мы найдем еще немало точек приложения совместных усилий и затем будем вместе добиваться того, чтобы эти усилия принесли реальную отдачу.

Подготовила Светлана БАЛТОВА

19

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию