06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура29.09.2008

О детях – вместе с детьми

Новая книга «Мир детства и литература» стала результатом сотрудничества Тверского областного центра детского и семейного чтения имени А.С. Пушкина и кафедры истории русской литературы Тверского государственного университета. Этот сборник только что вышел из печати, но уже успел найти своего заинтересованного читателя.

Новая книга «Мир детства и литература» стала результатом сотрудничества Тверского областного центра детского и семейного чтения имени А.С. Пушкина и кафедры истории русской литературы Тверского государственного университета. Этот сборник только что вышел из печати, но уже успел найти своего заинтересованного читателя.
Сборник «Мир детства и литература» составлен по материалам одноименной международной научно-практической конференции, прошедшей в центре в октябре прошлого года. Участники конференции рассматривали мир детства и детскую литературу в самых разных аспектах. Теперь устные выступления оформлены в виде книги, в которой главное внимание уделяется тому, как мир детства отражается в произведениях, адресованных детям или связанных с участием детей в жизни взрослых. Сборник состоит из нескольких разделов, каждый из которых посвящен отдельной теме. Открывает книгу глава «Образы детства». Из нее читатель может узнать, как русские писатели XIX – XXI веков осмысляли и осмысляют детские образы. И уже здесь открывшего книгу ждет сюрприз, и не один. Наряду со статьями «Тема детского рабства в произведениях русских писательниц второй половины XIX – начала XX века» и «Читающий ребенок в исторической прозе XIX века» появляются совсем неожиданные. Как, например, статья Сергея Денисенко «Родной и близкий». Образ Ленина в творчестве З.И. Воскресенской». Образ вождя мирового пролетариата, как и творчество Зои Воскресенской, надо признать, вряд ли актуальны для современного читающего ребенка. Вместе с тем именно сейчас, наверное, и можно по-настоящему осмыслить феномен этого не только литературного, но и идеологического явления. Автор показывает, как в разные годы корректировался миф о Ленине и как творила этот миф Зоя Воскресенская. Она, в частности, в своих произведениях постоянно подчеркивала стремление ее героя писать в любых ситуациях, рассказывала о его конспиративных подвигах (вспомнить хотя бы хрестоматийный пример с чернильницей из хлебного мякиша и молоком вместо чернил) и т.д.
Другой пример – статья Ирины Савкиной из Финляндии, в которой она сравнивает книгу одного из самых известных финских писателей Хану Мякеля «Господин Уух» и ее переложение на русский язык «Дядюшка Ау» Эдуарда Успенского. Однако, по сути, это исследование едва ли не впервые знакомит нас с Хану Мякеля, его концепцией детской литературы. Что явно небесполезно и специалистам, и всем интересующимся этим вопросом.
Во втором разделе сборника «О детской литературе и детских писательницах» помещены материалы по истории русской детской литературы, которые возвращают нам имена писательниц, малоизвестных или незаслуженно забытых в наше время, практически утраченных из круга чтения современного читателя-ребенка. Здесь возникают такие имена, как Елизавета Васильевна Салиас де Турнемир, писавшая под псевдонимом Евгения Тур, автор сказок, рассказов, повестей и сочинений душеполезного свойства; Александра Николаевна Толиверова (настоящее имя – Сусоколова-Тюфяева-Якобий-Пешкова), публиковавшая свои произведения в детских журналах, сама занималась изданием их. Другие вопросы решают авторы третьего раздела «Какой быть литературе для детей?». Во-первых, они показывают, какую литературу предлагали детям писатели разных исторических эпох, а во-вторых, как дети вовлекались в активное восприятие литературного текста. На эти вопросы авторы отвечают, обращаясь к дворянской усадебной литературе конца XVIII – начала XIX века, описательной лирике мысли в русской детской поэзии прошлого столетия, русским пересказам пьес Шекспира для детей, современным авторам, пишущим для детей.
Современное состояние круга детского чтения, читательского интереса к литературе, а также специфика читательского восприятия детей (на примере сказок Пушкина) анализируются в заключительном разделе книги «Руководить чтением». Эта, практическая, часть сборника заинтересует библиотекарей, учителей, педагогов – всех тех, кто формирует читательский интерес ребенка. Что важно, книга «Мир детства и литература» не обошлась без самих детей – она богато иллюстрирована оригинальными рисунками ребят, занимающихся в тверской изостудии «Зебра» ДК «Химволокно».

Петр РУЧНИКОВ

22

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию