24 Сентября 2017
$57.65
69.07
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 06.03.2013

Это тоже наши дети

Фотограф: YARREG . RU

Выпускники детских домов должны стать кадровым ресурсом страны

В полпредстве Президента РФ в Центральном федеральном округе создана рабочая группа по реализации Указа Президента РФ о поддержке детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (№1688 от 28 декабря 2012 года). На ее организационном заседании было принято решение открыть горячую линию для общего мониторинга ситуации и оперативного решения проблем детей­сирот. О первых итогах работы горячей линии рассказал полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Александр Беглов.

– Александр Дмитриевич, для чего была создана горячая линия?

– Государство обязано быть ответственным родителем по отношению к самым незащищенным членам общества – детям­-сиротам. И хотя в регионах Центрального федерального округа делается в этом направлении немало, все равно остается целый ряд нерешенных вопросов и проблем. 
Именно на безусловную социальную поддержку детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нацелен соответствующий указ президента. А поскольку одна из основных задач полпредства – контроль исполнения президентских поручений, в качестве такого инструмента нашей работы и была создана горячая линия. Важно было получить механизм обратной связи со всеми категориями граждан, так или иначе связанными с детьми­-сиротами. 

Во­-первых, линия была организована для усыновителей. В регионах уже давно и вполне эффективно работают структуры, помогающие тем, кто готов взять в семью приемного ребенка. Но мы знаем, что не все и не всегда в этом плане благополучно: случаются и волокита, и нарушения. Во­вторых, обратиться на горячую линию могут сотрудники школ­-интернатов, детских домов и приютов. Но главное – это прямая связь с самими детьми: объявления с номерами горячих телефонов вывешены во всех детских домах. 

Горячая линия, как лакмусовая бумажка, выявляет, в каких конкретно субъектах округа и какие именно проблемы наиболее актуальны. Еженедельно мы сводим данные по всем звонкам и видим общую картину. 

– Сколько звонков было принято за месяц?

– Всего поступило более 500 обращений. Как мы и предполагали, большая часть из них – около 75 процентов – связана с вопросами предоставления жилья сиротам, достигшим совершеннолетия. Чаще всего речь идет о нарушении сроков – иногда очередники вынуждены ждать квартир годами. Много звонков о проблемах постановки на очередь. Спрашивают и о качестве жилья – не всегда оно соответствует нормам.

Больше 100 обращений касалось вопросов усыновления: причем нередко речь шла не о каких­-то конкретных проблемах, а о том, что люди просто не знают, где найти нужную информацию. 
Звонки распределились поч­ти поровну: половина от воспитанников детских учреждений, половина от усыновителей – потенциальных или уже состоявшихся. 

На ближайшем заседании рабочей группы мы подведем итоги горячей линии и проанализируем их вместе с губернаторами. 

– Какие задачи поставлены перед рабочей группой? 

– Постоянная рабочая группа создана при Совете округа – в нее вошли все главы регионов ЦФО, председатели Законодательных собраний субъектов, представители прокуратуры и других силовых структур. Главная ее задача – контролировать и развивать программы в сфере защиты детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

Такие же рабочие группы образованы и в регионах – их возглавляют губернаторы. Таким образом, мы получили возможность знакомиться с лучшими практиками в этой сфере, обобщать имеющийся в округе опыт. Например, в Костромской области создан «институт шефства» над воспитательными учреждениями. В Калужской – успешно социализируют детей, выросших в казенных учреждениях: в специальных центрах воспитанники приобретают профессию и успешно адаптируются к «взрослой жизни». В нескольких регионах разработаны электронные паспорта детских домов – сейчас мы обобщаем эту информацию, чтобы создать единую унифицированную форму такого паспорта.
Над всеми – без исключения – детскими домами округа взято шефство. В каждую поездку в регион любой из сотрудников полпредства обязательно посещает детский дом или приют. Мы хотим своими глазами видеть ситуацию, говорить с детьми и воспитателями. Порой один такой визит дает больше полезной информации, чем целые горы статистических данных. 

– Какие дополнительные меры нужно предпринять, чтобы работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, и сиротами была более эффективной?

– Необходимо разработать и принять необходимые региональные нормативно­правовые документы для улучшения положения детей, находящихся в детских домах и на попечении в семьях.
Большинство проблем, как показывает практика, возникает на стыках федеральных и региональных законов. Нужно устранить эти противоречия, гармонизировать нормативно­-правовые акты, чтобы они дополняли друг друга, давали синергетический эффект.

Одним из самых сложных вопросов, как мы уже говорили, является обеспечение выпускников детских домов жильем. Иногда бывшие детдомовцы ждут его так долго, что сами успевают стать родителями. Но происходит это чаще всего не из­-за чьей-­то нерадивости, а потому что регион просто не имеет возможности строить в нужном объеме. В таких случаях власти должны предлагать альтернативные пути решения. Например, находить правовые возможности для организации социального найма жилья до того момента, когда подойдет очередь.

Горячая линия подтолкнула к созданию на уровне регионов бесплатных юридических консультаций: люди зачастую не знают своих прав и не понимают, куда можно обратиться со своими проблемами. 
Но самая главная задача – разработка и реализация социальных программ, которые уменьшали бы социальное сиротство, как таковое. Именно на праве каждого ребенка жить в семье сделан основной упор в «Национальной стратегии действий в интересах детей», подписанной президентом 1 июня прошлого года – в День защиты детей. Указ о поддержке детей-­сирот только развивает тему, заложенную в стратегии. 

– В перечень показателей эффективности руководителей регионов теперь будут включены данные об усыновленных детях. Не приведет это к тому, что муниципалитетам начнут спускать разнарядки для достижения лучших результатов?

– Основной критерий, по которому будет оцениваться деятельность руководителей регионов в данной сфере: «Доля детей, оставшихся без попечения родителей, – всего». Чем меньше детей будет на попечении государства, тем более эффективной можно считать работу. Мы уверены, что самый лучший вариант для детей – это семья. Вы знаете о том, что у подавляющего большинства воспитанников детских домов есть живые родители? Только за один год в стране лишились родительских прав более 50 тысяч семей. И это не частная беда – это проблема всего общества. 

Чтобы не появлялись сироты, нужно в первую очередь работать с молодыми людьми, будущими родителями. Сейчас в обществе идет широкая дискуссия о том, какими мерами государство должно стимулировать усыновление и какую помощь должны получать от государства приемные родители: и дополнительное финансирование, и предоставление доступных сервисных услуг – нянь, врачей, психологов, педагогов. Все это правильно и справедливо: приемной семье обязательно нужно помогать. Но не меньше такая помощь требуется и обычным семьям. Профилактика семейного неблагополучия на ранних стадиях, индивидуальная поддержка семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, – лучший способ уменьшения социального сиротства. Прио­ритет воспитания ребенка в родной семье – один из ключевых принципов стратегии.

Очень показателен в этом смысле опыт Калуги: за последние 10 лет число детских домов в регионе уменьшилось с 14 до 4. В том числе как раз за счет системной работы по реабилитации неблагополучных семей в тот момент, когда ситуацию еще можно было спасти и дать родителям шанс. 

– В указе президента содержится поручение по внедрению механизмов стимулирования субъектов к установлению и выплате ежемесячного денежного вознаграждения опекунам, приемным родителям. Есть ли такие механизмы, а также регионы, где уже осуществляются подобные выплаты?

– Ежемесячное вознаграждение приемным родителям за каждого взятого на воспитание ребенка выплачивается во всех регионах округа. Его размер составляет, как правило, от 3 до 9 тыс. рублей в месяц. В Белгородской области, например, с 2005 года ежемесячная выплата на содержание усыновленного ребенка – около 8 тыс. рублей.

Общий объем бюджетных средств на выплату ежемесячных пособий опекунским и приемным семьям, а также вознаграждений приемным родителям в 2012 году составил в округе порядка 9 млрд. рублей.

В указе речь идет об увеличении вознаграждения – в зависимости от возраста ребенка, наличия у него инвалидности или других особенностей. В Московской области, например, приемным родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, будет выплачиваться ежемесячное вознаграждение на уровне примерно 25 тыс. рублей.

Понятно, что люди, решившие взять ребенка­-инвалида, делают это совсем не для того, чтобы получать какие­-то дивиденды. Но помогать таким семьям, безусловно, нужно.

К уже сделанным шагам будут добавляться и другие. Как вы знаете, 26 февраля Президент подписал еще один Указ – «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми­-инвалидами и инвалидами с детства I группы». Это следующий этап нашей работы. То есть прикладываются последовательные и планомерные усилия для решения проб­лемы.

– Александр Дмитриевич, есть ли какие-­то инициативы, которые вы еще только собираетесь внедрять?

– В нашей стране функцио­нирует целый ряд структур для детей­-сирот: дома ребенка, детские дома, приюты, школы­-интернаты. Кроме того, существуют службы и комиссии, которые призваны помогать детям, оставшимся без родителей. Функция у всех у них одна: обеспечить надлежащее содержание ребенка. Регулярно посещая детские учреждения, могу сказать: в Центральном федеральном округе данная задача уже практически решена. 

Но только достойного проживания явно недостаточно для полноценного развития ребенка. При соответствующем подходе каждый детский дом мог бы стать местом, где раскрываются таланты его воспитанников. В ЦФО уже есть специальные учреждения для одаренных детей – например, в Ивановской области успешно функционирует музыкальный детский дом. Именно на таких площадках можно внед­рять лучшие педагогические практики и методики раннего развития: от иностранных языков до компьютерных и других современных технологий. Максимальная реализация потенциала каждого ребенка, соз­дание условий для достойной жизненной перспективы – задача вполне решаемая. 

Мы уже прорабатываем, а в некоторых регионах и реализуем возможности целенаправленной подготовки воспитанников детских домов к поступлению в вузы – на бесплатных подготовительных курсах. В наших силах сделать так, чтобы выпускники детских домов стали настоящим креативным кадровым ресурсом страны.  

Автор: Андрей Цветков
9

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя посетил Максатихинский район
Очередная рабочая поездка главы региона была плодотворной. В ней участвовали министр здравоохранения Тверской области Виталий Синода, министр образования Наталья Сенникова, министр строительства и ЖКХ Андрей Волгин, а также представители других ведомств.
22.09.201718:17
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость