25 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование01.03.2013

Главное мерило – любовь к познанию

Фотограф: АРХИВ ЕЛЕНЫ КОНОХОВОЙ

Преподаватель математики тверского лицея Елена Конохова открывает секреты своей победы в муниципальном этапе конкурса «Учитель года-2013»

Казалось бы, математика – сухая наука, в которой все подчинено точным формулам, построению теорем, уравнений. Кто­-то может быть с ней на ты, а кто-­то – на вы, мотивируя тем, что решать примеры и задачи им неинтересно, да и вообще сложно. С определенностью можно сказать, что такие ученики просто не были на уроках Елены Коноховой.

Цифры скучными не бывают

На ее занятиях нет и минуты для скуки. Елена Сергеевна уверена, что любой школьный предмет можно преподнести оригинально, «с огоньком», и математика, королева всех наук, не исключение. Ну и что если речь идет только о цифрах? Проводить расчеты можно вполне любопытными способами, главное – наглядно представлять себе суть вопроса.

«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило», – писал Антуан де Сент­Экзюпери. Именно в этом суть педагогической концепции Елены Коноховой. 

Когда она объясняет новый урок, в ход идет все: ученики закрепляют знания не только благодаря использованию интерактивных досок, на которых можно увидеть разнообразные тематические презентации, но и наглядно – с помощью совместного творчества. И в средних, и в старших классах дети вырезают из бумаги различные геометрические фигуры, клеят грани и получают объемные фигуры в разных плоскостях. Причем такие наглядные пособия делаются не только по геометрии, но и при изучении алгебраических тем. Это серьезное подспорье учащимся для более точного понимания предмета. В результате растет уровень знаний ребят, и многие, некогда отстающие ученики, выбирают для себя профилирующим предметом именно математику. А ведь еще недавно они этого и представить себе не могли.

Открывая новые горизонты

Елена Сергеевна рассказывает о своей профессии с азартом и трепетом. Она не упускает ни одного шанса открыть для себя новые горизонты в изучении и преподавании предмета. Это фамильная черта: папа, тетя, сестра – тоже педагоги, и все, как и она, обладают пытливым умом и здоровой долей жадности до знаний. Профессию педагога Елена Сергеевна примерила на себя еще в школе – в дни самоуправления педагоги доверяли ей побывать в роли завуча, преподавателя самых различных дисциплин. Она, золотая медалистка, призер многих олимпиад по разным предметам, могла выбрать любое направление педагогики, но чаша весов склонилась в сторону математики, о чем никогда не пришлось жалеть. Получив красный диплом вуза, будущий Учитель года Твери вместе с мужем­-военнослужащим уезжает в Брянскую область, где в военном гарнизоне Сеща начинает преподавать математику. 

– Сещинская школа – это огромное учебное заведение, где в каждом классе было до шести параллелей. Мне везло на учеников. Учились ребята с большой охотой, а мамы, интеллигентные жены военнослужащих, только подогревали их интерес к учебе. В результате среди моих учеников было немало призеров олимпиад разного уровня, и почти все они становились студентами престижных вузов страны, – говорит Елена Сергеевна.

Имея за спиной 17-­летний опыт работы, Елена Конохова три года назад переезжает по новому месту службы супруга в Тверь. Боязни не найти себя в учебных заведениях большого города не было – Сещинская школа и по результатам учебы учеников, и по материально­техническому оснащению могла дать фору и тверским школам. Перед началом учебного года в лицее Елена Сергеевна в течение всего лета берет дополнительные занятия по информатике, уверенная в том, что в этой области знаний надо совершенствоваться постоянно, а не то даже самые младшие ученики обгонят учителя. Своим первым серьезным успехом в Твери педагог называет то, что ее ученикам­девятиклассникам на итоговой аттестации удалось показать самые лучшие результаты в областном центре. А еще через год уже новые девятиклассники также продемонстрировали лучший успех в городе. Ее ученики регулярно участвуют во всех реальных и интернет­олимпиадах и нередко оказываются в числе призеров. 

Азы реальной математики

Елена Конохова уверена, что удача улыбается благодаря применению личностно­ориентированного обучения. Эту методику учитель стала практиковать после прохождения курсов повышения квалификации в Брянском институте усовершенствования учителей еще пять лет назад. Не секрет, что решение математических задач не всем ученикам дается просто. Именно поэтому на курсах преподавателей обучали различным методикам, для того чтобы лучше натренировать ребят, облегчить им понимание отдельных сложных моментов. Особое внимание уделялось познанию реальной математики. 

– У выпускников школ есть сложности: формулы они знают, уравнения решают, а вот как применить знания науки на практике – не всегда понимают, – замечает Елена Сергеевна. – Именно поэтому на каждом нашем уроке мы переносимся в реальную действительность, рассчитывая примеры наиболее экономичных тарифов за ЖКХ, можем рассчитать стоимость вызова такси, проценты по потребительским кредитам в магазинах. Уверена, что такие азы финансовой грамотности пригодились бы и родителям наших учеников. Это помогло бы им защититься от действий мошенников, которые из года в год придумывают все новые и новые ухищрения.  За примерами далеко ходить не надо. Недавно сами убедились в нечистоплотности отдельных магазинов мебели и бытовой техники. Под ценой товара мелким шрифтом написано – «кредит под всего 1 процент в месяц». То есть в год получается 12 процентов. Но мы посчитали детально, и на деле вышло все 24 процента годовых. А все потому, что процент по кредиту начисляется не от остатка суммы, а от ее первоначальной величины. Свои разоблачающие выводы мы тут же выложили кредитным консультантам, немало их шокировав. «А вы что, математик?» – последовал вопрос. Когда узнали, что да, больше нас не уговаривали.

Перед тем как попробовать свои силы в конкурсе «Учитель года­-2013», Елена Конохова в прошлом учебном году прошла пять курсов повышения квалификации и участвовала в общероссийском конкурсе педагогического мастерства учителей «Мой лучший урок», проводимом благотворительным фондом им. Менделеева, где из нескольких сотен участников заняла второе место. 

Участие в этом конкурсе также можно отметить как курсы повышения квалификации. Перед школьными учителями там выступали мэтры российского педагогического сообщества, разработчики различных современных методик Евгений Ямбург, Марк Поташник, Андрей Плигин. Елена Сергеевна приобрела для себя много новых методических пособий, которые сейчас использует при подготовке к урокам. В общем, к нынешнему этапу конкурса «Учитель года» она была во всеоружии. Сам конкурс показался ей и сложным, и интересным. Особенно запомнилось то, как проходил ее урок в незнакомом классе и классный час, на котором нужно было дать определение – «Кто он, современный человек?». Елена Конохова впервые видела учеников, но не растерялась, и уже через несколько минут ей показалось, что она преподает этим ребятам несколько лет. Занятия проходили в полной гармонии, преподавателю и ученикам удалось заинтересовать и удивить жюри.

Знания не заканчиваются звонком с урока

Победа в конкурсе только подстегнула педагога к новым свершениям. Впереди еще предстоит борьба на областном этапе «Учителя года-­2013», а позже – снова участие в общероссийском конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок». 

Елена Сергеевна разделяет беспокойство своих учеников-­выпускников перед предстоящим ЕГЭ. Сегодня она руководитель филологического класса, в котором в отличие от класса экономического профиля в два раза меньше математических предметов. Однако в начале года выяснилось, что как минимум половине учащихся результаты ЕГЭ по математике будут необходимы при поступлении в вуз. Этот предмет многие выбрали и в качестве элективного – дополнительного курса. Елена Сергеевна гордится, что смогла так заинтересовать своим предметом истинных гуманитариев. В ее планах – продолжить прошлогоднюю работу по консультированию детей в режиме онлайн. Каждую неделю трое самых разных ребят смогут обратиться к ней с просьбой помочь более детально разобраться с той или иной темой. Они получат задания, дома их решат, а педагог вечером, выходя в скайп, проверит ответы и пояснит возможные ошибки. 

– Жизнь требует от меня поиска новых методов и приемов в работе, заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Поэтому я ищу новые эффективные технологии, подходы в обучении, которые активизировали бы мыслительную деятельность школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний, которые не должны заканчиваться звонком с урока, – говорит Елена Конохова.  


Автор: Ирина Смазнова
23

Возврат к списку

Сегодня столица Верхневолжья отмечает 882-й день рождения
Атмосфера большого праздника витает в воздухе с самого раннего утра. К полудню к городским площадкам, задействованным в торжествах, начали стекаться горожане и гости областной столицы. На Театральной площади развернулся фестиваль ретро-автомобилей и выставка «АвтоСТОП: 20 лет вместе».
24.06.201720:23
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость