23 Мая 2017
$56.5
63.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия


День Победы-2017 в Тверской области | Видеотрансляции

Торжества, посвященные празднованию 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в прямом эфире.

Подробнее

Новости дня
Культура26.02.2013

По ту сторону Земли

Фотограф: Наталья Зимина

В Венесуэле художники видят мир иначе

В лекционном зале городского музейно-выставочного центра на Советской открылась весьма своевременная и поучительная выставка. Своевременная – потому что надоел уже холод и хочется летнего тепла; поучительность же ее в том, что современное искусство такого рода у нас сейчас экспонируется весьма нечасто.

Выставка работ трех венесуэльских художников стала дебютом для проекта Tu Arte, который ставит своей целью популяризацию современного искусства, прежде всего актуального и неординарного. Куратор проекта Наталья Плясенко рассказала, что ради охвата большей 
аудитории выставки будут передвижными – эта, к примеру, после Твери будет экспонироваться в Москве и Питере, а также в других российских городах. Кроме выставок запланированы и другие художественные акции – проект задуман как полигон для общения авторов и зрителей, находящихся в потоке актуального искусства.

Стартовал проект выставкой творческого объединения «Йагрумо» (Yagrumo) из города Маракай. Его составили три художника – Херман Трухильо Рада, Хуан Андара и Аздрубал Фариас. Они настолько разные, что сложно даже предположить, каким образом им удается делить одну мастерскую: казалось бы, люди со столь радикально расходящимися мировоззрением и творческим методом должны неминуемо вступить в идейный конфликт. Ан нет – они не только мирно сосуществуют, но уже успели сделать несколько совместных проектов.

В Твери объединение «Йагрумо», названное в честь южноамериканского дерева с листьями специфического серебристого цвета, оказалось благодаря сыновьям Хермана Трухильо Пабло и Густаво – студентам Тверского государственного университета. Это само по себе интересно: иностранные студенты обычны в медицинской академии и техническом университете, для ТвГУ же это экзотика. На вернисаже младший брат Густаво в качестве гида еще не годился – он просто ходил и очень мило улыбался. Зато четверокурсник факультета управления и социологии Пабло русский язык уже освоил прекрасно, к тому же включил на полную катушку традиционное латиноамериканское обаяние – так что все присутствовавшие дамы были сражены наповал. Он рассказал, что стиль живописи его отца можно определить как «абстрактно-фигуративный неопейзаж», и пообещал, что через год художники приедут в Тверь и сами все расскажут. 

Херман Трухильо действительно работает в своеобразной трудноопределимой манере, используя не мазок или штрих, а близкую к пуантилизму, хотя и достаточно крупную точку – мини-мазок чистого цвета. Ровные ряды точек в сочетании с весьма смелым сочетанием цветов странным образом создают своего рода вибрации, за которыми очень интересно наблюдать с близкого расстояния, фактически уткнувшись носом в холст. Возникающее из ниоткуда движение роднит эту живопись с манерой Казимира Малевича: если долго рассматривать его «Композиции», хранящиеся, к примеру, в Русском музее, то в них начинает чувствоваться калейдоскопическое вращение. Если же смотреть обычным манером, с приличного расстояния, то точки складываются в южные пейзажи, где воздух дрожит над раскаленной землей.

Впрочем, это еще не все. На пуантилистические пейзажи наложены контрастно прописанные объекты, фигуративные лишь относительно: сам художник называет это «пространственно-картографическим построением композиции». Здесь явно сказываются инженерное образование и возможная склонность рисовать человечков на бумаге-миллиметровке. Названия композиций объясняют что-то лишь отчасти. В двух «Энергетических треугольниках» действительно слабо намечен не сразу заметный треугольник, более всего напоминающий привод или велосипедную цепь. А в «Созвездии» читается какое-то неизвестное нам, северным людям, созвездие Южного полушария. Причем привод действительно «работает», а «звезды» мерцают, так что Хермана Трухильо по большому счету можно определить как «поэта неявного движения».

Хуан Андара тоже пейзажист, но совсем другого плана. Как экспрессионист, он не ограничивает себя ни в колорите, ни в масштабах композиции: тут уж не до миллиметровки. Его пейзажи, натурально пропитанные солнцем, буквально затаскивают зрителя в глубь ландшафта, тем более что в нем часто присутствует уходящая вдаль дорога или проход между аккуратно высаженными на плантации кустами. Эффект присутствия и погружения достигается посредством максимального приближения переднего плана картины к зрителю, а локальные цвета создают обжигающий колорит южноамериканского лета. По общему настроению некоторые вещи Хуана Андара соответствуют работам наших «наивных художников»: в них читается такое же искреннее, почти детское восхищение мощью природы, только наши пишут березки и ромашки, а венесуэльский художник – пальмы, плоды какао и еще какие-то непонятные, но роскошные растения.

Работы третьего участника триумвирата Аздрубала Фариаса, который присоединился к творческому объединению чуть позже его организаторов, предусмотрительно размещены в укромном уголке, дабы сразу не шокировать нежного русского зрителя, не привыкшего к «новой фигуративности» с ее вызывающей гиперболизацией. Утрированно искаженные человеческие, судя по еще более гиперболизированным вторичным половым признакам – женские фигуры непременно снабжены маленькими головами, что заставляет задуматься о роли женщины в латиноамериканской культуре. Эти композиции отсылают и к иллюстрациям из учебника анатомии, и к разделанным тушам, встречающимся на картинах голландских художников, и в особенности к композициям Сальвадора Дали, который оказал большое влияние на творчество Фариаса – как и великий испанец, большого любителя корриды. Можно вспомнить и последние докомпьютерные фильмы ужасов, в которых всевозможные монстры, тщательно выполненные из какой-то резины и для пущей «ужасности» обмазанные какой-то слизью, поражали причудливостью форм. Самый впечатляющий из таких фильмов еще до «Властелина колец» снял Питер Джексон, вложив в него всю свою буйную пластическую фантазию, доведенную до предельного гротеска, и отменную самоиронию так, что ужас перешел в свою противоположность – страшное превратилось в смешное. В общем, вспомнить можно очень многое. А что именно имел в виду художник – он расскажет через год, когда, как обещал Пабло Трухильо, приедет в Тверь. 
Автор: Наталья Зимина
45

Возврат к списку

«Волжский хоровой собор» принял коллективы из Чехии, Литвы, Венгрии и Белоруссии
В Тверской области завершился IV международный фестиваль «Волжский хоровой собор». Свое мастерство показали лучшие хоровые коллективы из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Кирова, а также из Чехии, Литвы, Венгрии и Белоруссии. 
22.05.201721:43
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию