08 Декабря 2016
$63.91
68.5
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись19.02.2013

Гений из Лыкошина

Фотограф: Архив "ТЖ"

Первый государственный российский флаг был создан Сергеем Чехониным

Среди жителей и гостей села Лыкошино в Бологовском районе уроженец этого удивительного места художник Сергей Чехонин занимает достойнейшее место. Почему я пишу «удивительного»? А как назвать место, куда Некрасов приезжает писать поэму «Железная дорога», Николай Рерих – создавать своего «Гонца», а Виталий Бианки – «Лесную газету»? 

Но Чехонин­то свой, местный. Он родился здесь 14 февраля 1878 года в семье машиниста паровоза той самой железной дороги, о которой Некрасов и писал свою мелодраматичную поэму и которую довелось декламировать всем советским школьникам. Часть детства Сергей прожил на станции Чудово между Лыкошином и Петербургом. Юноша рано начал работать: конторщик, кассир, чертежник… 

Мастер интерьеров 

В 18 лет он приехал по той же железной дороге в Петербург и в течение года занимался в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств. Успехи были налицо, и Сергей продолжил обучение в школе­-студии для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию, созданной в Петербурге княгиней Марией Тенишевой. Здесь Чехонин три года учился у великого Репина.

Его тянуло к керамике, и Сергей постигал премудрости этого искусства. Впрочем, несмотря на разносторонность интересов, он все делал фундаментально и практически во всем достигал высот — будь то роспись по фарфору или финифть, книжная графика или оформление интерьеров. 

Со строительством по инициативе и на средства Саввы Мамонтова знаменитой гостиницы «Метрополь» в центре Москвы связана целая эпопея. Смена владельцев и архитекторов еще во время возведения отеля неоднократно приводила к изменению замысла и его воплощения. Так или иначе, фасады гостиницы и поныне украшают майоликовые панно, самое известное из которых, конечно, врубелевская «Принцесса Греза». А вот другие талантливые панно — «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе» — выполнены по эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина. Чехонину же принадлежат и эскизы для росписей плафона в громадном зале ресторана «Метрополя», спроектированном инженером Шуховым.

В керамических мастерских Саввы Мамонтова в его подмосковном имении Абрамцево, в мастерской «Голдвейн и Ваулин» под Петербургом и в тенишевском Талашкине Чехонин создал майоликовые панно для дома Мамонтова, изразцовый фриз актового зала Городского училищного дома им. Петра Великого, панно «Михаил Архангел» для церкви лейб­-гвардии Московского полка и «Родословное древо Дома Романовых» для собора Феодоровской иконы Божьей Матери в Петербурге, а также участвовал в росписях салона «Современное искусство» в доме князя Щербатова и в декорировании комнат Юсуповского дворца на Мойке. 

Непревзойденный график

Создав ряд керамических шедевров, Сергей Васильевич, видимо, решил, что стремиться в этом искусстве ему уже некуда, и сосредоточился на графике. На волне вольнодумства, инспирированного Первой русской революцией, когда карикатуры рисовал даже лиричный Валентин Серов, он начал сотрудничать с сатирическими журналами. Рисунки нашего земляка были узнаваемы, поразительны по мастерству и точны в раскрытии образов. Но Чехонин понимал, что это для него не более чем мимолетная дань историческому моменту, и оставил жанр карикатуры. В середине 1906 года, опасаясь политических преследований за антиправительственную сатиру, он уехал в Париж и прожил там около года, помогая княгине Тенишевой в оформлении выставки «Русская старина», произведшей настоящий фурор и открывшей французам Россию. 

Графика захватила его, и художник обратился к древнему искусству оформления книг. Та глубина проникновения в материал, которой даже большие мастера добивались десятилетиями, давалась ему внешне легко, и разгадку этой тайны мы никогда не узнаем. 

Созданные Чехониным орнаменты для обложек, заставки для титулов и шмуцтитулов, виньетки, издательские марки, иллюстрации (тонкие рисунки тушью), его экспериментальная работа со шрифтами, его экслибрисы навсегда ввели художника в число самых выдающихся мастеров книжной графики. Это признали не только эстеты, но и все просвещенные читатели. 

С заказами к Чехонину обращались лучшие столичные издательства: «Просвещение», «Шиповник», «Творчество», «Брокгауз и Ефрон», «Пантеон» и другие. Он оформил «Зовы древности» Константина Бальмонта, «Семь огней» Надежды Тэффи, «Сатиры» Саши Черного, «Историю живописи» Александра Бенуа, «Бенгальские огни» Аркадия Аверченко, собрания сочинений Льва Толстого, Федора Достоевского, Виктора Гюго, Лопе де Вега, Вальтера Скотта. 

Мне кажется, не надо жестко противопоставлять реалистам­передвижникам объединение «Мир искусства», к которому принадлежал Чехонин. В глубинном смысле у них много общего: требовательность к себе, высочайшее профессиональное мастерство, отношение к искусству как к святому ремеслу, доходящая до безмолвного преклонения любовь к Родине... В «Натюрморте с васильками» «мирискусника» Чехонина есть, конечно, атрибуты-­символы, но саму вазу с васильками, не зная авторства, можно было бы приписать и Репину. 

Чехонина всегда влекли прикладные искусства. Перед Первой мировой войной он активно помогал в устройстве Всероссийской кустарной выставки и после ее работы был приглашен на должность консультанта отдела кустарной промышленности министерства земледелия. Мало известен тот факт, что в 1913 – 1915 годах он руководил учебно-­показательной мастерской по изготовлению финифти в Торжке, возглавлял в этом древнем верхневолжском городе золотошвейную и тачальную мастерские. 

Автор символики 

После двух революций 1917 года Чехонин помимо разрухи и голода почувствовал еще и какое-­то свежее дыхание в происходящем вокруг. По крайней мере, для него это была возможность попробовать себя в чем­-то новом. 

17 июня 1918 года Президиум ВЦИК утвердил образец первого официального изображения Государственного флага РСФСР, разработанный Чехониным по поручению Наркомата иностранных дел. Флаг представлял собой красное прямо­угольное полотнище, в верхнем углу которого, у древка, была надпись «РСФСР», выполненная золотыми буквами, стилизованными под славянские. От остальной части полотнища эта надпись была отделена золотыми полосками, образующими прямоугольник. (Напомним, что музыку Гимна СССР и России написал Александр Александров, много лет живший и работавший в Бологом и Твери, а автором Герба СССР является похороненный в Осташкове Владимир Андрианов. Так что вся государственная символика страны имеет тверское происхождение. — В.В.). Кстати, Чехонин еще и создал печать Совнаркома РСФСР, делал рисунки для бумажных денег и серебряных монет. Выпущенные по его эскизам для Архангельского банка чеки и банкноты в 25 рублей (прозванные моржовками по изображению на них моржа) ходили и в советском Архангельске, и при белогвардейском правительстве. 

Художник по фарфору 


В 1918 году Чехонин стал художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде – Ленинграде и за 10 лет создал в росписях по фарфору совершенно новый стиль, который знаменитый искусствовед Абрам Эфрос назвал «советским ампиром». Сергей Васильевич разработал первые образцы так называемого агитационного фарфора. В их числе — тарелки с росписями «Благословен труд свободный», «Кто не с нами, тот против нас», «Дело науки — служить людям», «Ум не терпит неволи», уникальные блюда «Герб РСФСР в цветах» и «Голод», поднос «Красный Балтийский флот. 1917—1919», чайник «Коммуна», блюда с портретами Ленина, Троцкого, Маркса, Герцена, Чернышевского, Карла Либкнехта и Розы Люксембург. 

Параллельно он продолжал работать в книжной графике, сотрудничая с издательствами Гржебина, «Творчество», «Светозар», «Всемирная литература». Он оформил также книги «Фауст и город» Луначарского, «Мировая революция и Коммунистический Интернационал» Зиновьева, сборник «Власть Советов за 10 лет». Но эти издания стали раритетными, а вот «10 дней, которые потрясли мир» Джона Рида в его оформлении переиздавались неоднократно, как и детские книжки, в том числе «Тараканище» Корнея Чуковского. 

Работы нашего земляка порождали массу подражаний, за ним следовали многие профессиональные художники, сотни любителей тиражировали его творческие открытия по всей стране в лозунгах, транспарантах, заголовках газет и журналов. Чехонин­-художник стал едва ли не символом революционной эпохи — противоречивой, но, как тогда многим казалось, устремленной в светлое будущее.

*  *  *
Но к концу 1920-­х годов стало окончательно ясно, что Сталин и его соратники сноровисто и безальтернативно формируют в стране тоталитарный режим, и обо всех мечтаниях надо навсегда забыть. Одним из последних, на излете реальных возможностей эмиграции, Сергей Васильевич покинул в 1928 году Советский Союз (по рекомендации Луначарского выехал во Францию для подготовки выставки советского фарфора и остался в Париже). 

В Осеннем салоне в Париже, в галереях LaRenaissance, Hirondelle и d’Alignan, на выставках русского искусства в Брюсселе, Копенгагене, Берлине, Белграде Чехонин выставлял фарфор, миниатюрные портреты Ларисы Рейснер, Льва Толстого, рисунки на темы русских сказок и былин, пейзажи, натюрморты, театральные эскизы, ювелирные изделия, эмали с цветами. 

В творческом отношении он переключился на работу в театре и декоративную роспись тканей. Ему, в частности, принадлежит изобретение абсолютно оригинального способа многоцветной печати по ткани. Чехонин вел переговоры об использовании этого изобретения в СССР, но безуспешно. В 1935 году на красильно-­печатной фабрике под Базелем по его чертежам была построена промышленная установка для многоцветной печати. Во время первых ее испытаний Сергей Чехонин умер от инфаркта. Это случилось 23 февраля 1936 года в городе Леррахе у границы Германии и Швейцарии. 

Работы нашего земляка есть во многих отечественных музеях, и это прекрасно. А акварельный портрет Максима Горького его кисти был приобретен Люксембургским музеем Парижа.  

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
138

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию