22 Ноября 2017
$59.46
69.82
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 18.02.2013

Зовите меня Шуриком

Фотограф: Ольга Моисеева

Полное имя этого улыбчивого таджикского мальчугана – Шакрулло Рахимов. Он сам предложил одноклассникам звать его проще, на русский манер

Учится Шурик Рахимов в пятом классе школы №2 имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева. На занятия ходит охотно, потому что, как он сам говорит, его окружают друзья и хорошие учителя. Что важно: свои родовые корни вовсе не забывает, к примеру, стихи о маме написал на родном языке. 

Недавно на уроке прочитал духовное завещание прадеда. Испокон веков оно передается у них по мужской линии. И весь класс вместе с учительницей Риммой Алексеевной Каменской неожиданно почувствовал певучесть и мягкость таджикского языка, особенно когда слова пропускаются через сердце. А потом последовал перевод на русский. Смысл его таков, что, если ты мужчина, это еще само по себе ничего не доказывает. Ты должен защитить женщину, помочь слабому, протянуть руку человеку, попавшему в беду. Вот тогда ты гордо можешь называться этим именем. 

Таких историй о своих воспитанниках учителя вместе с директором Еленой Евгеньевной Петрушенко могут рассказать не одну и не две. Так повелось, что в последние годы школа №2 все больше принимает детей из бывших республик распавшегося Союза. Их родители, не найдя работы у себя дома, отправляются на заработки в Россию. Если все складывается удачно, семья решается на переезд и в дальнейшем – получение гражданства. Тверь облюбовали потому, что это тихий спокойный город в самом сердце России. Поселок Лоцманенко (назван так в двадцатых годах по имени почетного железнодорожника), где стоит школа, устраивает приезжих ценами на съем жилья. Здесь оно немного дешевле, чем в центре. И ведь это не глушь. Недалеко микрорайон «Южный», железнодорожный вокзал. Многие, закрепившись, покупают здесь земельные участки, чтобы строить собственный дом.

Как правило, родители с большим волнением ведут своего ребенка в новую школу, вначале такую чужую для него. Как его встретят? От того, как он освоится, зависят их дальнейшие планы. Если ребенку будет плохо в школе, все может обрушиться.

Елена Евгеньевна рассказывает, что нынче в первом классе вместе с русскими у них учатся узбеки, таджики, татарин, киргиз, армянин и лезгин. Конечно, первым делом малышей пришлось подтягивать по русскому языку, используя дополнительные занятия. И очень заметно, что если в семье общаются на русском, то ребенок гораздо быстрее делает успехи. Об этом учителя не устают говорить родителям. Между прочим, это титанический труд – дать ребенку язык, параллельно осваивая с ним программу. И какое нужно иметь терпение, чтобы разобрать каракули их первых диктантов, когда чуть ли не в каждом слове они пишут по два мягких знака! Почему? А так некоторым слышится… 

Важно то, что когда ребенок приходит в эту школу, он прежде всего чувствует ее доброжелательную атмосферу. Здесь нет муштры и очень строгих учителей, ценящих только своих отличников. Нет материального неравенства, которое особенно остро чувствуется именно в детской среде. Да и откуда ему взяться в этой черте города, где примерно все равны и многие еще недавно начинали с нуля? Ведь не секрет, что в некоторых наших школах, особенно столичных, сегодня на первое место выходят не этнические проблемы, как таковые, а разобщенность детей по материальному достатку их родителей. Вот где происходят болезненные вещи на уровне свой – чужой! И на высоте ложно понятого превосходства унижаются ровесники, неважно, с каким разрезом глаз. 

Первый год учится в этой школе восьмиклассник Джамал Мамедов. Его родина – Азербайджан. По жизнерадостному лицу подростка видно, что он быстро стал своим в классе и с учебой у него неплохо. До этого была другая тверская школа, где он чувствовал себя менее комфортно и на перемене, и на уроке. В подробности Джамал вдаваться не стал. А вдруг он чем­-то обидит тех учителей? Главное, что сейчас у него все в порядке.

Кстати, у них в классе есть еще азербайджанец Ясин Дадажзаде. Все знают, что он вице­-чемпион Тверской области по одному из видов боевого искусства – ушу­саньда в своей категории. Знание особых приемов позволяет ему уверенно чувствовать себя с агрессивным незнакомцем, и даже двумя. Ясин охотно делится этой нау­кой с друзьями.

От своих учителей они нередко слышат предостережение: чтобы не ездили в город поодиночке (традиционно центр Твери в поселке называют городом). Нет, ничего страшного не случится, но группой как-­то безопаснее. Разумеется, так считают и родители, причем независимо от национальности. Действительно, что подростку делать в центре одному? Свой район для него привычный, он тут всех знает.

Ребята с улыбкой воспринимают такие опасения взрослых. Свобода передвижения для них важна, к тому же они не маленькие. Но тот же Джамал признался, что ему и его друзьям неприятно видеть оскорбительные надписи местных националистов, фашистскую свастику. И пусть это «творчество» в основном заборное, но и его в городе быть не должно, потому что оно направлено против всех людей.

– Когда я вижу проявление подобной ненависти, то всегда задаю себе вопрос: 

«А в какой школе учился или учится этот тип, делящий людей по внешним признакам?» – уже в кабинете продолжила этот разговор директор Елена Евгеньевна Петрушенко. – Допускаю, что в семье могут не знать, чем занимается их отпрыск. Но пропустить националиста в школе – не думаю, что это возможно. Ведь, как правило, они стараются громко заявить о себе.

Спрашиваю директора, неужели у них совсем не было ребячьих конфликтов на национальной почве? Чтобы дело доходило до драки, вмешивались бы родители?

– Драк не было, – отвечает она. – Обидными словами, унижающими национальное достоинство, бросались. А где их дети слышат? Да среди взрослых! «Понаехали тут» еще не самое обидное. Мы ни один такой случай не оставляем без внимания. Обязательно разбираем ситуацию. Чаще всего оказывается, что дети повздорили обычным образом: кто-­то кому­-то не уступил и тому подобное. Обидное слово вбрасывается как недостаток аргумента и, самое главное, общей культуры. Поэтому когда школа повышает культуру своих учеников, она работает по большому счету на дружбу народов. И знаете, кто больше всего верит в эту дружбу? Дети! Их сердца не наполнены скепсисом. Вера у них самая искренняя.

Ценно то, что русская культура в школе все время подпитывается национальными культурами. И параллельно она же их обогащает. Кстати, во многих семьях, недавно обосновавшихся в России, понимают, что чем больше их ребенок возьмет «русскости», тем легче ему будет во взрослой жизни здесь в России. При этом не видят особого урона для своей национальной самобытности. Не чувствует это и Шакрулло Рахимов, предложивший одноклассникам и учителям называть его Шуриком. Так ему и всем удобно. Но есть и другие примеры, когда новенький просит точно и с правильным ударением называть себя по имени, которое звучит весьма непросто для русского уха. И это тоже его право.

Конек школы №2 в художественной самодеятельности – национальные танцы. На всех смотрах они неизменно проходят с большим успехом. Нередко бывает так, что танцы, песни и притчи переходят детям по наследству вместе с подлинными национальными костюмами. И тогда это уже почти готовое выступление. В школе еще долго не смогут забыть серебряную медалистку Алию Курбанову с ее зажигательными азербайджанскими танцами. Она обеспечивала успех любого концерта.

Разговорилась с сестрами из пятого класса Раджабмо (ее зовут здесь Радой) и Тахминой Наботовыми. Их многодетная таджикская семья уже успела закрепиться в Твери. Родителям хочется, чтобы небольшой участок земли возле дома превратился в сад, напоминающий тот, что они оставили на родине. Скоро первый урожай дадут яблони и груши. А в теплице у них вызревают небольшие дыни и виноград. Соседи дивятся и просят поделиться секретами. Они никому не отказывают.

Девочки поведали об этом с гордостью. К Твери они привыкли, и она им нравится. Сами уже умеют готовить несколько блюд национальной кухни, печь знаменитые таджикские лепешки. С удовольствием услышала о некоторых тонкостях их приготовления. Между прочим, учителя в этой школе попробовали уже немало праздничных пирогов и тортов, испеченных по национальным рецептам. Для некоторых родителей угостить с почтением в знаменательный день того, кто учит их ребенка, большая честь.

Интересно рассказывает о цыганских детях Римма Алексеевна Каменская. Учить их, конечно, непросто, учитывая то, что в первый класс они приходят, как правило, переростками. Но некоторые оседлые цыганские семьи очень хотят, чтобы их дети нормально окончили школу и получили потом профессию. Уважение к учителю закладывается там с ранних лет. У Риммы Алексеевны есть ученик, который на ее просьбу полить в классе цветы вызывается еще и помыть полы. Так хочется подвижному ребенку заслужить еще одну похвалу учителя! Недавно она навещала цыганскую семью. Просторный дом, внутри порядок. Гостье предложили чай с блинами. И еще дали гостинец на дорогу. Отказаться было нельзя.

– Понимаете, – говорит Римма Алексеевна, – мы привыкли судить о целых народах по верхам, а зачастую и предвзято. А если по­доброму, если внимательнее? Особенно когда перед тобой ребенок. У нас работа такая, нам без этого нельзя. Ведь мы государству должны поставлять порядочных людей. Это продукция школы. А у порядочности национальности нет. 

Пока мы сидели с Радой и Тахминой в классе, я попросила девочек написать на бумаге какую-­нибудь поговорку на таджикском языке, только русскими буквами. Ох, и непросто было читать непривычные слова! Девчонки прыснули, услышав, что я неправильно ставлю ударения. Зато смысл поговорки был родной для любого языка: «Сделай добро, и оно к тебе вернется».

Наверное, это хорошо, что ребята уже с пятого класса знают, кем станут в будущем. И пусть мечты их еще не раз изменятся, все­таки интересно было послушать. Рада Наботова хочет стать экономистом, ее подруга Адиба Кажакова, которой нравится еще и арабский язык, – переводчиком, Джамал Мамедов – стоматологом. А Шурик Рахимов хотел бы в будущем защищать общественный порядок. Оказывается, он любит сказки: и русские, и таджикские, а они всегда со счастливым концом.

– Вот я и хочу, – сказал Шурик, – чтобы у людей побеждало добро. Когда есть справедливость, жить легче.  

Автор: Татьяна Маркова
179

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость