25 Июля 2017
$59.66
69.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика08.02.2013

За гранью аппетита

Фотограф: Ольга Моисеева

Сколько продуктов мы теряем?

«ТЖ» регулярно знакомит своих читателей со статистикой на цены. И, что уж тут скрывать, время от времени они повышаются. Казалось бы, это стимул экономить, особенно бережнее относиться к продуктам (приобретение других товаров можно отложить, но еда нужна каждый день). Но не тут-то было.

Британские ученые выступили с сообщением, которое можно назвать шокирующим: на Земле от 30 до 50 процентов выращенной и произведенной еды (по-­другому порядка 2 миллиардов тонн в год) попросту выбрасывается. И это в то время, как, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), каждый седьмой житель планеты хронически страдает от недоедания.

Заявление о такой продуктовой расточительности, скажем прямо, тревожащее. Оно обрастает конкретикой и аналитикой. Посмотрим, как у них, «за бугром». Об этом гласит доклад британского Института инженеров-­механиков: в США и Европе половину продуктов утилизируют сразу после покупки. В качестве причин такого отношения указываются плохой сбор урожая, несоответствующие условия хранения, строгий контроль за продажей просроченных продуктов и расточительность потребителей. Например, в Великобритании до 30 процентов овощей оставляют гнить на корню из­-за их недостаточной внешней привлекательности. В Финляндии горожане ежегодно выбрасывают от 120 до 160 миллионов килограммов испортившихся пищевых продуктов, которые они не успели съесть. В стоимостном выражении, по подсчетам экспертов, это примерно 500 миллионов евро. Не говоря уже о сопряженных с процессом производства пищи расходах ресурсов: пресной воды, энергии.

«ТЖ» решила провести свое расследование. Чтобы посмотреть на проблему с разных сторон, мы пригласили к разговору жителей Тверской области – представителей разных сфер деятельности. Просим прокомментировать выведенные британскими учеными цифры: 30­50 процентов продуктов не доходят до потребителя.

Нужен свой покупатель

Итак, начнем с сельского хозяйства. 

Александр Решетняк, глава крестьянско-­фермерского хозяйства, Торжокский район:
– Не знаю, что так много выкидывают англичане. Конечно, проблемы по сохранению продукции у аграриев есть, прежде всего – неразвитый рынок сбыта. И, наверное, наиболее остро ощущают это те, кто занимается растениеводством. Я видел по телевизору кадры из Волгоградской области, где горы помидоров просто­напросто гниют. Нет сбыта, закупщики предлагают им цены ниже себестоимости, говорят: мы из Турции дешевле привезем. Плюс к этому плохая погода может помешать собрать вовремя урожай, а отсутствие обустроенного хранилища – сохранить его. Там, возможно, потери побольше. Мы занимаемся животноводством. И уж точно свою продукцию не выбрасываем. Если не успеваем сбыть молоко, квасим его, отправляем в переработку, делаем сметану, творог. Хозяйство небольшое, своего завода, естественно, нет, занимаемся этим кустарно. Какие-­то продукты переводим на корм скоту. То есть для нас такие потери неактуальны. Может, их масштаб возрастает от объема самого производства. Слышал, как кто-­то вынужден выливать молоко, которое по цене не может конкурировать с порошком. Посудите сами: на прилавках стоят коробки с молоком, которое может храниться 5 лет (какой «натуральный» продукт), и стоит оно 40 рублей. А некоторые закупщики предлагают за настоящее молоко 9–10 рублей. Сбыт, как я уже сказал, проблема №1. Если бы производители сами перерабатывали продукцию, но большинству из них такое не под силу. Выручают нас сейчас ярмарки выходного дня. Конечно, в магазине импортный продукт дешевле и красивее. Натуральный, экологически чистый и должен быть дороже. Не каждый покупатель это понимает. Но уж если попробует на вкус, то становится постоянным клиентом. 

В конце разговора я получила приглашение в эту субботу посетить ярмарку в Твери и убедиться в качестве натурального продукта. Радуют и эта возможность, и то, что наши аграрии, несмотря на сложности, стараются минимизировать свои потери.

Не на глазок

А пока отправляемся в гипермаркет в Твери. Светлана Моисеева, товаровед, делится своими соображениями:

– Потеря товара у нас, допустимая и реальная, – 1,5 процента. Мы вписываемся в эти показатели. По продуктам она, естественно, больше – максимум 4 процента. И это уже караул. А про 30–50 процентов я могу только сказать, что это сплошное разорение. Такого ни один магазин допустить не может. Понятно, что в разных секциях своя доля пропавшего товара. Больше всего его в овощном отделе, затем идет молочный, мясной. Основная причина списания товара (три четверти) – просрочка. У нас очень строгий контроль за сроком годности, ведь это одно из конкурентных преимуществ. В магазине ведется работа по сокращению потерь. Для этого важно техническое сопровождение: разработаны программы, в которые вводятся данные многочисленных отчетов по видам товаров, по дням, часам, на основе чего делаются анализ, планирование закупок. Можно, сидя у себя в кабинете, видеть весь процесс товарооборота и корректировать его. Возможно, в меньших магазинах отчетности и программы не столь глобальные, но все равно анализ проводится, и уж точно не на глазок. 

Как уточнила наша собеседница, допустить потери на 30–50 процентов в магазине возможно только в том случае, если работать с закрытыми глазами. Надеемся, что во всех торговых точках региона со зрением у руководящего и обслуживающего персонала все в порядке.

Щи да каша – пища не наша

Мы добрались до приготовленной еды и в первую очередь заглянули в школьную столовую. Ирина Петрова, повар, делится:

– Все зависит от предлагаемого меню. Каши современные дети практически не едят. Видимо, такой уклад в семье: еда, приближенная к фастфуду. И поэтому каши мы выкидываем целыми баками. Вот сосиски в тесте пользуются гораздо большей популярностью.

Елизавета Иванова, ученица 3-­го класса, добавляет:
– Смотря что дают в столовой, ребята решают, идти в нее или нет. Каши многие не едят, а некоторые очень любят. В основном нравятся творожные запеканки и пирожки. Иногда даже просят добавки. А рис, макароны, котлеты – не очень. Тем более что наш класс ест на последней перемене, и еда уже холодная.

Судя по этим репликам, разработкой меню для школ нужно заниматься более скрупулезно. Создать ту же программу, куда вводятся показатели потерь, сделать анализ и подкорректировать список предлагаемых блюд. Естественно, при этом не идя на поводу фастфудовских симпатий. Думаю, некоторые школы области (и «ТЖ» о них писала) могли бы подсказать коллегам свои рецепты, от которых дети в восторге.

Правы ли левые

Теперь заглянем на наши домашние кухни. Что и говорить, они очень разные. Об этом свидетельствуют и наши респонденты.

Наталья Горбачева:
– Еда в моем доме практически не пропадает. Даже если блюдо приготовишь с избытком и есть его уже не хочется, можно чего­то добавить, переделать – и вот новый вариант. В мясо добавить рису – плов, пюре пустить на оладьи. Хлеб вовремя сушить на сухари. Очень вкусно черный хлеб смочить в соленой воде, а потом засушить. Что­то можно отправить в заморозку. Само собой, собрать гостинцы детям и внукам. Есть вообще беспроигрышный вариант – все, что дома не съесть, неси на работу. Подруги помогут, еще и спасибо скажут. Когда жила в деревне, остатки еды шли курам, котам – тоже в дело. Ну, понятно, часть урожая пропадала, например, лук гнил. Опять же, если семья большая, можно успеть найти применение продуктам, вовремя из лука сделав пирожки.

Ольга Ремнева:
– У меня, честно, продукты дома пропадают. Например, я могу есть суп только в первый день, а мало варить никак не могу. В результате тарелку съем, а два литра в помойку отправляю. Бывает, что и денег мало, и потом есть почти нечего, но ничего с собой поделать не могу.

Прокомментировать эти полярные примеры просим психолога Татьяну Говорухину:

– Думаю, что это в определенной степени можно объяснить принадлежностью к лево­ и правополушарным типам. Левополушарные любят порядок, у них все отточено, запланировано, продумано, выполненные пункты они методично вычеркивают. Соответственно и за продуктами они следят бдительно, вовремя пуская их в переработку. Правополушарные делают покупки по максимуму, а не по потребности, и потому часть их пропадает. От них запросто услышишь: «Пуговица оторвалась, надо пиджак выкинуть». И это не свидетельство того, что у них большие доходы. Это в основном творческие люди, они принимают спонтанные решения, загораются какой­нибудь идеей, не факт, что доводят ее до конца. Они могут записывать множество рецептов, но так ими и не воспользоваться. А то вдруг, под настроение, соорудить фантастическое блюдо. И не важно, будет ли оно съедено. Главное – идея. Практицизм – не их конек. Статистики говорят, что в последнее время правополушарных людей становится больше. Возможно, тому содействует распространение интернет­технологий, привлекательное для многих виртуальное пространство. Добавить можно, что левополушарные люди, в принципе, невербуемые, неподкупные и четко следующие своим принципам (иногда это может доходить до абсурда). Про таких говорят, что с ними пошли бы в разведку, они не предадут. Чего не скажешь про правополушарных – они ведутся на давление со стороны, часто меняют свое мнение и легко клюют на рекламу.

Делаем вывод: посмотри, сколько продуктов выбрасывает человек, и решай, пойдешь ли с ним в разведку.

*   *  *
В целом же опрос «ТЖ» показал, что для большинства наших земляков 30–50­процентные потери продуктов – это цифры, существенно завышенные. Мы еще не обращались к представителям старшего поколения, перенесшим войну, голод. Боюсь, они бы не поняли такого вопроса и очень возмутились. Тем не менее на отдельно взятых производствах, кухнях (общественных или личных) проблема есть. И наверняка все выиграют, если постараются ее уменьшить. 

 

Автор: Татьяна Иванченко
42

Возврат к списку

День русской деревни в Ржевском районе прошел весело, громко, вкусно и ярко
Дым из трубы над деревянным домом, милые бабушки, коровы в поле, тихая рыбалка на речке, чистый воздух, трудолюбие и усердие – вот лишь некоторые ответы на вопрос, с чем у вас ассоциируется русская деревня. Их мы получили во второй главный день народного праздника в Есёмово, собравшем более 13 тысяч гостей.
22.07.201723:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость