21 Ноября 2017
$59.27
69.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.02.2013

Тайны норвежского двора

Фотограф: Владимир Комаров

Две скандинавские пьесы в театре драмы

На сцене появляется древний старик. Пожелтевшей газетой, зажатой в дрожащей руке, он гоняет залетевшую муху, ощущая ее присутствие только на слух, – старик почти ничего не видит: на его носу – очки с такими толстыми стеклами, что глаза издалека кажутся непомерно большими. Шаркающей походкой он обходит жилище, наполненное запахом старости и увядания, – этот запах чувствуешь физически, он исходит и от самого человека, и от немногочисленных предметов мебели, столь же древней, что и ее хозяин.

Так начинается второй акт спектакля «Норвежский круиз», идущего на малой сцене Тверского академического театра драмы в режиссуре Константина Юченкова (руководитель постановки Вера Ефремова). В его основе – пьесы норвежских писательниц Ингер Хагеруп «Чай с лимоном» и Бьёрг Вик «Поездка в Венецию», которые играются с перерывом на антракт. Пьесы, разделенные между собой почти сорокалетней дистанцией (первая написана в 1953 году, вторая – в 1992-м), никак друг с другом не связаны. Одна разрабатывает вечную тему любовного треугольника, другая посвящена жизни одиноких супругов-стариков, но в контексте спектакля они оказываются соединены органично и внятно, несмотря на все свои различия. Режиссер Юченков ставит эти две пьесы как отдельные произведения и вместе с тем сочиняет полноценный театральный текст. Такое сочинительство оправданно. Прежде всего потому, что хоть сколько-нибудь заметной сценической истории пьесы Хагеруп и Вик в России практически не имеют. В случае с «Чаем с лимоном», правда, вспоминается радиоспектакль с участием Веры Марецкой и Ростислава Плятта. Вот, пожалуй, и все. Для нашего сюжета это особенно важно еще и потому, что переводы произведений сделаны специально для тверской постановки Аленой Юченковой, работу которой поддержал Союз драматургов Норвегии.

Обе пьесы построены на игровой ситуации, которая является едва ли не главным ключом к их пониманию. В «Поездке в Венецию» престарелые Эдит и Оскар Тельманн собираются в путешествие в горы. Они облачаются в теплую одежду, берут с собой нехитрую провизию, затем усаживаются в вагон поезда – пусть поезда никакого нет, а вместо кресел в купе обыкновенный стул и инвалидное кресло. Подходит кондуктор, и Эдит вежливо показывает ему билеты. А вот уже и горы. Герои восхищаются видами, дышат полной грудью, зритель радуется за стариков, наконец-то выбравшихся на природу. И здесь такой скрупулезно выстроенный гармоничный мир рушится, а театральная условность, которую зритель поначалу принимает за правду, неожиданно оборачивается иллюзией. Для этого Оскару достаточно произнести всего одну реплику: «Только окна не открывай, там трубы дымят». И здесь поневоле обращаешь внимание на детали – в их квартире пыль, после которой, по словам Оскара, только прах, на этажерке лежит стопка неоплаченных счетов, в рамах нет картин. В помещении только двое пожилых людей, нелепых в своих теплых одеждах, и кошки, живущие в скрытой от зрительских глаз кухне, где прохудились трубы. Здесь пахнет старостью и сердечными каплями. Кажется, точка невозврата этими людьми давно пройдена, ведь даже картины проданы, а не сданы в чистку, за ремонт водопровода будет нечем заплатить вызванному сантехнику.

Глядя на Оскара в исполнении Константина Юченкова, чувствуешь немощь его героя. Вместе с тем пессимизма в спектакле нет. Он наполнен теплотой и особой человечностью, которой обладают живущие мечтами, а скорее воспоминаниями, обитатели квартиры. Венеция – часть их богатого событиями прошлого, и именно в свое прошлое они переносят гостей – сантехника Кристоффера и социального работника Вивиан. Воображаемое путешествие делает этих героев чище душой и лучше; это перерождение артисты Юлия Бедарева и Евгений Романов воплощают постепенно, но естественно, проводя своих героев по пути от черствости и холодности к открытости. Нет в этом спектакле пессимизма еще и потому, что драматург предлагает не клишированный вариант финала, когда успокоенные и счастливые старики покидают бренный мир. «Поездка в Венецию» завершается оглашением наполненных оптимизмом и жизнелюбием планов стариков отправиться в следующий раз не куда-нибудь, а на один из нудистских пляжей Германии.

Жизнь иллюзиями в «Поездке в Венецию» оказывается единственным выходом для героев. В пьесе же, открывающей «Норвежский круиз», – «Чай с лимоном» – она является главным структурообразующим звеном. Историю о встрече в кафе жены, мужа и его любовницы разыгрывают те же артисты, но набор актерского инструментария совершенно иной. Бодрящаяся Эдит Ирины Андриановой здесь превращается в брошенную и несчастную Эльну, сохраняющую, несмотря ни на что, достоинство и известное благородство: она добровольно соглашается поучаствовать в разделе совместно нажитого с мужем имущества. Изнуренный болезнями интеллектуал Оскар Константина Юченкова оборачивается писателем-жуиром Арвидом, чуть насмешливым и, естественно, богемным. Его молодую любовницу Листен Юлия Бедарева в отличие от своей героини Вивиан представляет как весьма неприятную особу, заносчивую и могущую далеко зайти, чтобы добиться цели. Евгений Романов, бывший представителем социально ориентированного бизнеса в «Венеции» (счет за свои услуги Кристоффер старикам не выписал), в «Чае с лимоном» играет кельнера в кафе – стороннего наблюдателя, которому заранее известны правила игры, и потому он с настораживающей готовностью участвует в представлении, устроенном Эльной и Арвидом.

О том, что развод – именно представление, догадаться сложно. Эльна описывает своей сопернице все, с чем ей придется мириться, живя с писателем, обладающим массой причуд, главная из которых – его мать, и подвоха никакого не чувствуешь. Тем более что актеры не дают для этого поводов: их диалоги выглядят логичными, а доводы – существенными. Нагнетание бытовых ужасов, которые ожидают Лисбет, к этому моменту уже переставшую что-либо понимать, заставляет зрителя засомневаться: что-то не так в этой истории, завершающейся феерическим пуантом. О смысле которого, впрочем, лучше умолчать, чтобы не раскрывать все тайны норвежского двора. 

Автор: Евгений Петренко
1688

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость