26 Мая 2017
$56.07
63.01
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
История31.01.2013

И был сослан в Тверь

Фотограф: Архив "ТЖ"

Митрополит Филипп: «Даю благословение добрым людям и на добрые дела»

Продолжение. Начало в №12 от 24 января

В прошлом номере толстушки мы начали разговор о том, что для многих церковных и общественных деятелей, писателей, поэтов, революционеров Тверь стала местом ссылки. Максим Грек и мит­
рополит Филипп, Федор Глинка и Матвей Муравьев­Апостол, Федор Достоевский и Александр Эртель, Николай Эрдман и Осип Мандельштам – этот список можно продолжать и продолжать.
 
У каждого из этих людей была своя судьба, свои отношения с городом, где они оказались не по своей воле. В предыдущий четверг мы рассказали о богослове и книжнике Максиме Греке, ссылка которого в Тверь длилась 20 лет. Сегодня речь пойдет о митрополите Филиппе, который оказался в этом городе волей царя Ивана Грозного. 

Путь в Соловецкий монастырь

Противостояние царя Иоанна Грозного и митрополита Филиппа можно с полным правом назвать одной из самых впечатляющих страниц российской истории. Ей посвящены научные труды и исторические повести, о ней рассказано в таких фильмах, как «Иван Грозный» и «Царь». Самым непосредственным образом эта история коснулась и Твери. В 1568 году опального митрополита привезли в Тверь из Москвы и заточили в одной из келий Отроч монастыря.

В некоторых источниках указано, что Федор Степанович Колычев, будущий митрополит Филипп, родился в Твери. На самом деле его родиной является Москва. Он принадлежал к младшей ветви бояр Колычевых и с детских лет готовился к государственной службе. Его обучали грамоте по книгам Священного Писания, а также владению оружием, верховой езде и другим воинским навыкам. До 30 лет Федор Колычев находился при дворе князя Василия III, где близко сошелся с будущим царем Иваном Грозным. Однако в скором времени все переменилось. В 1537 году старицкий князь Андрей Иванович поднял бунт против Елены Глинской, матери будущего царя Ивана Грозного. Род Колычевых оказался в опале. Троюродные братья Федора были казнены, дядя заточен в тюрьму. Федор, который и раньше чувствовал расположение к монашеской жизни, решает уйти из мира. Переодевшись в простую одежду, он направляется на север и в скором времени принимает в Соловецком монастыре постриг под именем Филипп. 

В 1548 году он становится игуменом этого монастыря. Именно при нем между многочисленными озерами острова были проложены каналы, строятся первая каменная гавань для судов, мельницы, больница. Осушаются болота, прокладываются дороги. Именно при Филиппе строятся два храма – Успения Божьей Матери и Преображения Господня. Причем сам он участвовал в кладке стен. Филипп часто удалялся в пустынь, которую затем назовут Филипповской, где и проводил время в молитвах. Здесь к нему, по преданию, явился Иисус в терновом венце со следами истязаний. На этом мес­те вскоре забил родник, над которым Филипп поставил часовню. А из Москвы тем временем доходили слухи о казнях, истязаниях, опалах.

Митрополит Московский и всея Руси

Царь Иван Грозный не церемонился с теми, кто противился не только его политике, но и просто нраву. Его не смущало, что в оппозиции были весьма уважаемые в народе деятели церкви. Так, опричники убили уроженца Старицы архиепископа Казанского Германа, который был претендентом на пост московского митрополита. Герман выступил против царя, требовал разогнать опричнину, за что и поплатился. Место митрополита оказалось вакантным. И тогда Иван Грозный вызывает из Соловецкого монастыря игумена Филиппа. Ему казалось, что приятель его молодости не станет ему перечить. Однако Филипп также потребовал отменить опричнину. Несколько часов шел спор Филиппа с царем, в конце концов, и Грозный, и церковные иерархи убедили соловецкого игумена занять кафедру митрополита. Филипп даже дал обещание «не вмешиваться в опричнину и в царский обиход». И все­-таки в скором времени он не выдержал. Очередные казни привели к тому, что митрополит начал обличать террор царя и опричников, просил пощадить тех, кто попал в опалу. Царь Иван Грозный начинает избегать встреч с Филиппом. 

Бойся Господа единого!

Открытое противостояние митрополита с царем произошло в марте 1568 года в Успенском соборе в Кремле. Иван вместе с опричниками пришел в собор в монашеской одежде и пошел к Филиппу за благословением. Тот отказался его благословить и обратился к нему с обличительной речью: «В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю Царя Православного; не узнаю и в делах Царства… О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за алтарем льется невинная кровь Христианская.
Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? Обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки, ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!.. Государь! Вещаю яко пастырь душ. Бойся Господа единого!»

Ссылка и смерть

Однако Иван Грозный оказался глух к призывам митрополита. На следующий день начались новые казни. Самого Филиппа царь тронуть не посмел, слишком большой любовью народа он пользовался. Грозный начинает собирать обличительный материал на митрополита. Направляет следственную комиссию в Соловецкий монастырь. Поскольку обвинить митрополита было не в чем, начинают говорить, что он занимался колдовством. В ноябре 1568 года в Успенском соборе состоялся суд, на котором Филипп был лишен митрополичьего сана. Однако Грозному этого было мало. Он приказал ему провести службу в день архангела Михаила в Успенском соборе. Именно на эту службу и явились опричники, чтобы прочитать приговор о его низложении. Филиппа отправили в монастырь Николы Старого. Его ноги забили в деревянные колодки, руки заковали в железные кандалы. Рассказывают, что царь сначала хотел сжечь митрополита, затем – затравить медведями. Филиппа морили голодом. Грозный казнил его племянника и прислал святителю его голову, зашитую в кожаный мешок со словами: «Вот твой сродник, не помогли ему твои чары». Через некоторое время митрополита Филиппа перевезли в Тверь в Отроч монастырь. Вот как описывает его дальнейшую судьбу тверской историк Владимир Колосов: «В следующем году Грозный отправился с полчищем опричников на Новгород. Остановившись в монастыре около Твери, он послал Малюту Скуратова к митрополиту Филиппу в Отроч монастырь испросить у него благословение на поход против изменников­новгородцев. Митрополит отвечал Малюте, что он благословляет только добрых и на доброе. Малюта, опасаясь принести такой ответ царю, задушил митрополита как опасного врага опричнины, с которой святитель боролся все время своего правления русской церковью. Вернувшись из Отроч монастыря, Малюта донес царю, что он не застал митрополита в живых, так как он умер «от зноя келейного», стало быть, по вине монахов Отроч монастыря. Митрополит Филипп умер мученической смертью 23 декабря 1569 года».

Впрочем, большинство историков считает, что Малюта Скуратов убил митрополита по приказу царя. Сам он вряд ли решился бы на это. Именно так думали и Карамзин, и Соловьев, и Костомаров. Надо сказать, что гнев царя обрушился и на Тверь. Карамзин так описывает погром, который учинили опричники: «Сонмы неистовых воинов грабили сей город, начав с духовенства и не оставив ни одного дома целого: брали легкое, драгоценное, жгли, чего не могли взять с собою, людей мучили, убивали, вешали в забаву…» 

Тело митрополита похоронили за алтарем монас­тырского собора. В 1591 году останки Филиппа перевезли в Соловецкий монастырь, а еще через полвека – в Успенский собор Московского Кремля, где они покоятся до настоящего времени. Его мощи были положены около иконостаса. Позднее рака была покрыта серебряной доской. Когда Наполеон захватил Москву, эта рака была украдена. Ее восстановили из серебра, которое русская армия отбила у французов. В 1652 году митрополит 

Филипп был канонизирован. В Твери на территории Отроч монастыря на месте кельи, где был задушен Филипп, в 1902 году поставлена часовня. Она была снесена, когда на месте монастыря началось строительство речного вокзала. И сегодня уже практически ничего не напоминает о том, что когда-­то здесь случилась одна из самых страшных трагедий царствования Ивана Грозного. 

(Продолжение следует)

Автор: Андрей Ульянов
201

Возврат к списку

В Тверской области подвели итоги международного саммита по безопасности
Международный саммит по безопасности завершился рядом соглашений. Напомним: он проходил в Тверской области с 23 по 25 мая под председательством секретаря Совета Безопасности России Николая Патрушева. Здесь был представлен, не побоимся этого слова, почти весь мир. Не было Грузии и Украины (их не приглашали), делегация США отказалась приехать.
25.05.201718:04
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию