28 Апреля 2017
$56.97
62.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура29.01.2013

Посвящение Музе

Фотограф: Ольга Моисеева

Художник Борис Гершфельд и его герои

В малом зале Тверского городского музейно­-выставочного центра презентовали живопись и графику Бориса Гершфельда. Его работы хорошо знакомы зрителям по крупным выставкам Тверского отделения Союза художников России, но персональной выставки у автора не было с начала 1990-­х годов. В экспозицию вошли произведения разных лет, но основу ее составляют полотна, созданные в последние годы.

Выставка приурочена к юбилею Бориса Гершфельда – в прошлом году художник отметил свое 70-­летие. Он родился в уральском селе Новая Пышма Сухоложского района Свердловской области, а его детство и юность прошли в Каменске­-Уральском, где семья осталась после войны. В 1966 году Борис Львович окончил художественно-­графический факультет Курского государственного педагогического института, преподавал в художественном училище, как и многие художники того времени, выполнял заказы по оформлению города. По словам куратора выставки искусствоведа Марины Сафоновой, Борис Гершфельд принадлежит к тому поколению людей, для которых творческая работа – это процесс самовыражения, созидания, честного служения избранному делу.

– Борис Гершфельд вступил в художественную жизнь в то время, когда вопреки существующим общественным установкам и иллюзиям формировалось новое мировоззрение, в котором все сильнее звучала индивидуальная авторская интонация, основанная на личном художественном восприятии жизни, – рассказывает Марина Сафонова.

Однако, представляя на суд зрителей свои новые и хорошо знакомые вещи, Борис Гершфельд думает не о собственном юбилее, а вспоминает свою супругу Валерию Федоровну, светлой памяти которой он посвятил выставку. Валерия Федоровна Гершфельд (1942—1997) очень много сделала для нашей культуры вообще и для развития музейного дела в частности. Долгое время она, непревзойденный специалист по истории древнерусского и русского искусства XVIII – начала XIX веков, была заместителем директора по научной работе Тверской областной картинной галереи, возглавляла работу по изучению и описанию ее коллекций, способствовала формированию собрания древнерусской монументальной живописи, была автором и составителем многих каталогов, выпущенных галереей в разные годы. На вернисаже не раз говорилось о том, что Валерия Федоровна очень трогательно относилась к работам своего мужа, для которого она была, разумеется, Музой, – несколько изображений супруги, как графических, так и живописных, в своем названии имеют именно слово «Муза», ключевое для любого творца. Причем в экспозиции есть весьма показательные вещи, и они лучше всего говорят об отношении художника к своей Музе, которую он рисовал, кажется, всегда – в этом убеждаешься, когда обнаруживаешь на стенах зала небольшой рисунок «Портрет жены», выполненный на простом листке, вырванном из блокнота. Кажется, всего лишь набросок, сделанный быстро, на ходу, но чувств и энергетики в нем хватит на иное огромное полотно другого художника.

Работы Бориса Гершфельда, экспонировавшиеся на всех крупных выставках Тверского отделения Союза художников России, всегда вызывали удивление – прежде всего не вполне обычным, а лучше прямо сказать: необычным взглядом на мир, который художник в них демонстрирует. Этот мир населяют герои с ярко очерченными глазами и губами, характерными носами, все они и похожи друг на друга и не похожи одновременно. С одной стороны, персонажи картин напоминают самого автора, серьезного, скромного художника, а с другой стороны, составляют ему полную противоположность, поскольку все они натуры страстные. Самое интересное, что, найдя свою индивидуальную манеру письма, Борис Гершфельд на протяжении всего творческого пути не изменяет ей, и в работах, написанных 20 лет назад, и в картинах, созданных в последние годы, пластично-­живописное воплощение образа остается прежним. Сюжеты его полотен могут показаться взятыми из обыденной нашей жизни, но именно они всегда становились характерными сюжетами и русской литературы, и русского искусства. Искусство Гершфельда уходит своими корнями к экспрессионистам и фантастическому реализму, представители которого, пропуская натуру через себя, не изменяли ее. 

Образы, запечатленные на холстах, являются знаками, маркирующими мироощущение и мировосприятие художника, избравшего своими героями людей и животных, которых он изображает с человеческими лицами, наполненными бесконечной тоской. Они живут в пространстве культуры, а гротесковое наполнение придает им еще большей остроты, значительно увеличивает рефлексивный компонент. Девушка с цветами, влюбленные, девочка с собакой, герои многочисленных двойных и тройных портретов, созданные художником, живут теперь своей жизнью, тихой и размеренной. 

Автор: Евгений Петренко
94

Возврат к списку

Фронтовые дороги ведут в Ржев
25 марта 2017 года. Идет подготовка к Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт» у деревень Есемово и Кокошкино. Отряды приезжают на политую кровью землю – предстоят полевые работы. У деревни Полунино московские поисковики находят останки красноармейца.
26.04.201722:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию