28 Февраля 2017
$57.94
61.26
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 29.01.2013

Учиться осознанно

Фотограф: Марина Андреева

Преподаватель английского языка тверской школы №50 Марина Андреева рассказала о стажировке в Хельсинки

Поездка в столицу Финляндии по обмену опытом состоялась в рамках программы поддержки молодых учителей региональным министерством образования. Пройти стажировку смогли семь преподавателей самых разных дисциплин, работающих в Тверской области. 

Пятеро учителей посетили Берлин – целью этой поездки стало знакомство со средой, созданной для комфорта людей с ограниченными возможностями здоровья (на эту тему в «ТЖ» уже была подробная публикация). Двое педагогов – из Твери и Осташкова – побывали в Хельсинки. 

В последние годы ученики и студенты именно финских учебных заведений показывают очень высокие результаты. Как им удается быть настолько стабильными и почему? На этот и другие вопросы искали ответы Марина Андреева и Наталия Ковалева.

Дети изучают четыре языка

Марина Викторовна рассказывает, что, прежде чем отправиться на стажировку, она, учитель английского языка школы №50, как и ее коллеги из других учебных заведений области, входящие в Ассоциацию молодых педагогов, смогла пройти курсы по повышению квалификации в «лагере молодого учителя». По итогам обучения преподаватели, разделившись на группы, должны были разработать свой проект. Группа, в которой работала Марина Андреева, создала сайт Ассоциации молодых педагогов – теперь на этом информационном ресурсе размещается наиболее полезная и актуальная информация для учителей. По результатам труда в школе, куда Марина Викторовна устроилась полтора года назад сразу после окончания Северного арктического федерального университета в Архангельске и участия в проекте по разработке сайта, молодого педагога пригласили на стажировку в Финляндию.

Наши изучали опыт своих коллег на примере русско­-финской школы и Хельсинского университета. Итак, вначале о школе. 

По словам Марины Викторовны, она существует уже много десятилетий, и обучаются в ней, как правило, дети из русских, смешанных (как правило, мама – русская, а папа – финн) и чисто финских семей. Это учебное заведение имеет три ступени: начальное звено (1–4-е классы), среднее (с 5-­го по 9-­е классы) и старшее – это лицей при школе (10–12­-е классы). В классах по 18–23 ученика, русских и финнов примерно поровну. Дети в школе изучают четыре языка: русский, финский, шведский, который в Финляндии относительно недавно был объявлен официальным языком, и английский. Марина Викторовна сразу приметила, что английский язык в Финляндии знают на достаточно хорошем уровне как самые маленькие, так и люди среднего возраста. 

На уроки в носочках

Как устроена школа? Интересно, что самого понятия «раздевалка», или «гардеробная», как у нас, там нет. Ученики начального звена в школе раздеваются прямо в узких коридорах – здесь всегда царит некоторый бедлам, но никто никого за это не ругает. Если ученикам так удобно – значит пусть так и будет. Кстати, здесь нет обязательной школьной формы, нет и сменной обуви, так что многие учащиеся проходят на занятия прямо в носочках. И это НОРМАЛЬНО. Ученики старших ступеней раздеваются в своих индивидуальных шкафчиках – таких, какие мы часто видим в западных подростковых фильмах. Есть у ребят и другие шкафчики – общего пользования, где всегда можно найти наборы для творчества: краски, фломастеры, листы ватмана и т.д. Все это, как и учебная и методическая литература для педагогов и учеников, приобретается на средства школы. 

Очень любопытно проходят уроки труда: они едины и для мальчиков, и для девочек. Ребят обучают в мастерских, оборудованных специальными учебными модулями. В результате все выпускники школы на равных умеют забивать гвозди, пилить, строгать, шить, вышивать, готовить, стирать, гладить. Уроки труда воспринимаются вполне серьезно. Никаких насмешек относительно разделения на чисто женские или чисто мужские дела не бывает. Просто здесь есть понимание – как бы жизнь выпускника ни сложилась в дальнейшем, он сможет справиться почти со всем сам, без посторонней помощи.

Детям – «шведский стол», педагогам – «перекусы» в учительской

Питание в русско-­финской школе бесплатное как для педагогов, так и для учеников всех параллелей. Организовано оно по типу «шведского стола». В дни стажировки наши педагоги тоже здесь обедали. Марина Викторовна отмечает: еда без излишеств, но все очень достойное. Дети обедают во время большой перемены, что длится 30 минут. А вот учителя, среди которых как русские, так и финны, предпочитают «перекусы» в учительской, где за чашечкой чая или кофе они обсуждают учебные планы и проекты. Кстати, каждый раз в учительской новый дежурный, в обязанность его входит к определенному времени все подготовить и подать на стол.

Все перемены – на свежем воздухе

Марина Викторовна, к своему удивлению, отметила, что на 10–15-­минутных переменах практически никто из учеников не сидит в классе. Большинство школ в Финляндии ориентировано на здоровье-сберегающие технологии, поэтому дети, как и взрослые, используют любую возможность, чтобы побыть на свежем воздухе. 

– Школьники на переменах играют в снежки, догонялки, занимаются на спортивных игровых площадках, – рассказывает педагог. – За ними наблюдают учителя, которые потом дают сигнал о скором начале уроков. Надо сказать, и преподаватели здесь очень трепетно относятся к своему здоровью: многие живут в пригородах, в частных домах, а на учебные месяцы снимают квартиры в городах, поближе к месту работы. То есть в будни они в квартирах, а по выходным уезжают к себе в дома. Конечно, очень развит здесь и спорт. В школе есть танцевальные, футбольные кружки, у девочек, как мы поняли из опросов, популярен кружок балета – его посещает как минимум каждая вторая ученица в классе. Какие­-то занятия платные, какие­-то бесплатные. Кстати, группа продленного дня в русско­-финской школе платная, но ходят сюда немногие. Мы успели заметить за неделю нашей стажировки, что достаточно большое число мам постоянно пропадают в школе – то за младшим придут, то за старшим. В общем, сложилось впечатление, что они не работают. Мы заметили еще одно: в школе популярны не сколько кружки, сколько клубы по интересам. Совершенно нормальная картина, когда после занятий ребята остаются, чтобы рисовать портреты друг друга, натюрморты, вышивать или, как один старшеклассник, которого нам назвали местной знаменитостью, – разрисовывать кроссовки. Кстати, клиентов у него немало.

Что ни занятие – то шоу

Отдельная тема – сами уроки. Марина Викторовна заметила одну особенность: практически все преподаватели в школе – импровизаторы, любой урок они преподносят нестандартно, с юмором, иногда в игровой манере. Наши педагоги познакомились с преподавателем истории – он делает из своих уроков почти шоу. К примеру, на его занятиях, посвященных изучению той или иной эпохи, можно увидеть костюмированные спектакли. Учитель истории старается, чтобы ребята детально проникли в тему, а это возможно только когда есть по­-настоящему «наглядное пособие».

Двоечников нет!

На уроках в русско­-финской школе ученикам разрешается общаться с одноклассниками, передвигаться по классу, советоваться, активно засыпать педагога вопросами. Исключение составляют только итоговые контрольные работы. Марина Викторовна после посещения нескольких уроков отметила для себя, что школьники, несмотря на предоставленную им свободу, не злоупотребляют ею. Откровенно отстающих учеников здесь нет, таких вот двоечников в нашем понимании. К занятиям готовятся все осмысленно. Их результаты, оцененные по десятибалльной шкале, заносятся в электронный журнал, доступный родителям. Оценивается и активность учеников на уроках. 

В финскую школу устроиться непросто

Профессия учителя в Финляндии считается очень престижной (найти вакансию в школе непросто) и неплохо оплачиваемой – ставка оценивается примерно в две тысячи евро. Переводим в рубли и получаем около 80 тысяч рублей – для Твери очень приличные средства. Однако не вся эта сумма составляет чистый доход финского педагога: 40 процентов там забирают налоги, плюс достаточно большой процент уходит на плату за жилье. И все-­таки даже остаток получается солидный, так что учителя не торопятся искать приработки на стороне. Исключение составляют преподаватели, которые не смогли найти работу в одном учебном заведении на полную ставку. Они тогда устраиваются в три­четыре учебных заведения.

Здесь учатся бесплатно даже иностранцы 

Марина Викторовна рассказывает, что после 9­го класса школьники могут уйти в колледж или продолжить обучение в пришкольном лицее. Критерии поступления – итоги четырех госэкзаменов, из которых обязателен финский язык. Достаточно большой процент выпускников школ стремятся поступить в вуз, причем наиболее популярный из них – Хельсинкский университет. Обучение в нем совершенно бесплатное не только для самих финнов, но и для иностранцев, обучающихся здесь на английском языке. Это что касается бакалавриата, обучение же в магистратуре – платное. Кстати, стипендия студента университета 500 евро.

Наших педагогов очень впечатлил музей университета. Это большое четырехэтажное здание, в котором широко представлены труды как самих студентов, так и их преподавателей не за одну сотню лет. К примеру, в музее есть богатая коллекция минералов, старинные столовые предметы, посуда и другие экспонаты, найденные в результате раскопок. Есть здесь залы, в которых в деталях показана история совершенствования медицинских инструментов и аппаратов, также в здании можно увидеть целые меблированные комнаты, какие были у студентов в общежитии в самые разные годы. 

Больше свободы

– Я очень  благодарна администрации моей школы, региональному министерству образования, Ассоциации молодых педагогов за предоставленную мне возможность стажировки, – говорит Марина Андреева. – Такой обмен опытом, уверена, необходим каждому начинающему педагогу. Из Финляндии я вернулась воодушевленной, полной сил, идей, которые вместе со своими учениками уже собираюсь воплощать. К примеру, мне очень хочется издавать на английском языке школьную стенгазету, ученики уже согласились принять в этом проекте участие. А еще я хочу предоставить школьникам больше свободы, больше возможностей задавать мне вопросы, советоваться друг с другом. Есть еще немало задумок. Думаю, что благодаря всему этому мне удастся повысить интерес к английскому языку, а значит, и качество знаний станет выше. 

Автор: Ирина Смазнова
28

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Верхневолжье показало участникам инвестиционного форума «Сочи-2017», куда бизнес должен вкладывать деньги
Что объединяет производство по выпуску сыров, предприятие по переработке масличных культур и создание авиационных теплообменников? Все эти проекты реализуются или будут реализованы в Тверской области.
27.02.201721:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию