02 Декабря 2016
$63.68
67.62
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика29.01.2013

Становится теплее. Но медленно

Фотограф: Архив "ТЖ"

Обсуждаем предпринимательский климат Верхневолжья

Вступил в права новый, 2013 год и стремительно разворачивает свою поступь, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса. Оценку предпринимательскому климату мы попросили дать председателя Тверского областного отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Наталью Лабынину.

– С чего начинается 2013 год у предпринимателей Верхневолжья и каково их число в регионе?

– В малом и среднем бизнесе сейчас занято около 56 тысяч человек. Это индивидуальные предприниматели, юридические лица, фермерские хозяйства.

– Равномерно ли субъекты предпринимательской деятельности распределены по экономической карте региона?

– Распределение неравномерное. Большинство заняли места в Твери, и это понятно – областной центр. Достаточно прочно чувствуют себя предприятия малого бизнеса в городах Верхневолжья. Даже в маленьких поселках, на трассах открыты магазинчики, кафе, автозаправочные станции. Естественно, их больше там, где с пониманием относятся к развитию предпринимательства. 

– А какой сейчас в целом предпринимательский климат?

– Становится чуть­-чуть теплее. Но медленно. Во многом почувствовать изменения в лучшую сторону дал возможность Федеральный закон №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Хаоса в проверках больше нет, они стали плановыми, идут четко, их график налажен и публикуется на сайте прокуратуры. Спасибо за это огромное. 

О предпринимательском климате можно судить по­-разному. Разве можно его считать благоприятным, если, например, согласование отвода земли, технических условий для начала строи­тельства занимает в нашем регионе в среднем, по статистике, 448 дней. Административные барьеры, к сожалению, по­-прежнему есть.
 
– Каким образом вам удается четко владеть ситуацией по области? Как налажена связь с предпринимателями?
– В районах при библиотеках созданы деловые информационные цент­ры, с которыми мы поддерживаем постоянный контакт. Уже пять лет работает горячая линия Тверского отделения «Опоры России». Каждый день мы общаемся, выслушиваем жалобы, предложения, стараясь вникнуть в проблемы предпринимателей и разобраться.

– Чем сейчас они больше всего обеспокоены?

– Самая горячая тема – рост взносов в Пенсионный фонд и Фонд со­циального страхования: их с начала года подняли в два раза. Предприниматели крупных городов такой скачок, возможно, и выдержат, но для глубинки эта ноша непосильная. Теперь им придется платить примерно по три тысячи рублей в месяц: это та же самая сумма, что юридические лица платят за каждого своего работника при окладе 10 тысяч рублей. Еще три года назад эти взносы равнялись 400 рублям в месяц, потом поднялись до 800 рублей, затем до двух тысяч и вот теперь три. А со следующего года их планируется еще увеличить. Мы прекрасно понимаем, что налоги надо платить, но нельзя же поднимать их так резко. 

Людмила Соколова, руководитель Тверского бизнес-центра при областной библиотеке им. Горького, развивает эту тему:

– Этот скачок стал наиболее ощутим для тех, кто открывал свое дело – ИП и фермерские хозяйства – через центры занятости, кто шел в малый бизнес по программе самозанятости населения. Получив субсидию в 58 800 рублей, первым делом на эти деньги покупали корову, а она стоит от 30 тысяч и выше, плюс корма – это еще 18–20 тысяч рублей, и начинали вести хозяйство. Но сколько же нужно надаивать молока, чтобы заработать и рассчитаться по всем фондам и налогам, поддержать свою семью, вложить средства в развитие фермы? Ведь это молоко надо еще довезти до приемного пункта, заплатить в Россельхознадзор, Росветлабораторию за анализы, а это тоже стоит недешево, и теперь еще ежемесячно выкраивать по 3 тысячи рублей на взносы в фонды. За три года, пока действовала программа, в Верхневолжье «напекли» более двух тысяч ИП и фермерских хозяйств, радовались, что безработные свое дело открыли, почувствовали вкус к новой работе, и вдруг – такой удар. Что, снова возвращаться на учет в центр занятости?

– Если судить по звонкам на горячую линию, число претензий у предпринимателей сокращается или увеличивается?

– Они идут неравномерно, и каждый раз на то свои причины. Вначале, когда открыли горячую линию, звонивших было очень много. После выхода в свет ФЗ №294 и сокращения проверок бум поутих. Тем более что мы провели массу различных семинаров, консультаций, ездили по районам, собирали предпринимателей, встречались прямо на рабочих местах, разъясняя наболевшее. Во время кризиса 2009–2010 годов количество звонков опять увеличилось. Периоды чередуются, нарастающая частота связана с каким­-либо нововведением. Сейчас, судя по звонкам с мест, большая обеспокоенность наблюдается по «алкогольным» декларациям, да еще в электронном виде, а это дополнительные финансовые затраты. До 8 тысяч руб­лей стоит приобрести программное обеспечение для отправки электронной отчетности через Интернет, плюс – электронная цифровая подпись, которую, между прочим, нужно будет ежегодно обновлять и за которую соответственно надо платить. А ведь на селе еще остается проблема с подключением к Интернету. Кроме того, нужно иметь в виду, что в связи с поправками в ФЗ №171 «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции…» продажа алкогольной продукции и пива будет производиться только в стационарах. Многие ИП начали год с того, что вынуждены из­-за этого закрываться. 

Предприниматели в большинстве своем работают с убытками. Каково им сейчас, вижу по себе. Мы еле­-еле закрываем год. Численность работающих пришлось сократить с 40 человек до 12. На этом фоне еще один минус: малые и средние предприятия вернули к ведению бухучета. А раньше они могли обходиться без штатной единицы бухгалтера, вели учет и сдавали отчетность сами предприниматели. Они звонят и говорят, что теперь по количеству бумаг и всевозможных форм отчетности им придется вести бухгалтерию так же, как на крупном предприятии. Количество инструкций не меняется, даже если в штате всего два человека.

– В Тверской городской думе вы возглавляете комитет по экономике, промышленной политике, малому и среднему предпринимательству. Какие шаги навстречу малому бизнесу планируете сделать?

– В планах комитета заслушать исполнение городской программы по поддержке предпринимательства, в том числе – туристического бизнеса в Твери. Готовимся посвятить одно из заседаний проблеме взаимодействия малых предприятий с управляющими компаниями. Буквально на следующем заседании обсуждаем программу социально-­экономического развития Тверской области до 2020 года, там целый раздел посвящен предпринимательству. Президент страны сказал, что к тому году доля занятых в малом и среднем бизнесе должна составлять 50 процентов от трудоспособного населения. Регион тоже стремится выйти на общероссийский уровень. Будем этого добиваться. Вместе. 

Автор: Маргарита Сивакова
10

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Молодежное правительство Тверской области будет работать в двух пространствах
«Здравствуйте, коллеги» – так обратился губернатор Игорь Руденя к студентам, начинающим предпринимателям, общественным деятелям, участникам студотрядов и добровольческого движения, собравшимся в понедельник в одной из аудиторий ТвГТУ.
30.11.201622:54
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию