21 Февраля 2017
$58.1
61.7
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 28.01.2013

Новые сенсации Екатерининского дворца

Фотограф: Архив"ТЖ"

Реставраторы исправляют ошибки предшественников

На днях в редакции газеты «Тверские ведомости» состоялась пресс-конференция с участием представителей фирмы «Интарсия» – начальника производственно-технических работ Сергея Елистратова и главного архитектора проекта Станислава Генсеровского – и директора картинной галереи Татьяны Куюкиной. Они рассказали о том, что удалось сделать за пять месяцев, прошедших с момента символической передачи реставраторам ключа от Тверского Императорского Екатерининского дворца.

Татьяна Куюкина отметила, что переезд коллекции картинной галереи в новое специально приспособленное помещение в бизнес-центре «Донской» прошел на редкость удачно, были выдержаны все положенные методики и нормативы, экспонаты обследованы специалистами реставрационного центра имени Грабаря и законсервированы. Переезд такой обширной и сложной коллекции представляется делом практически невыполнимым, однако он состоялся: не был поврежден ни один экспонат, что само по себе показательно.

Несмотря на связанный с переездом большой объем работ, деятельность картинной галереи не прерывалась. Помимо помещений для хранения коллекции музей располагает двумя экспозиционными залами общей площадью 450 квадратных метров, расположенными в бизнес-центре «Донской» на улице Дмитрия Донского в непосредственной близости от Дворца спорта при пересечении ее с Краснофлотской набережной. Новоселье картинная галерея отметила большой выставкой художников из династии Маковских; сейчас там экспонируется концептуальная выставка «Море, озеро, река».

– Конечно, мы стараемся почаще бывать во дворце, – признается Татьяна Куюкина, – и по долгу службы, и из любопытства. Мы впервые видим дворец «обнаженным» – без штукатурки и позднейших перегородок его пространства выглядят именно как дворцовые, дивно раскрываются вестибюль, Карамзинский кабинет, Гербовый зал, который после реставрации станет одним из самых красивых помещений.

Пока, впрочем, речь идет не о красоте, а о технологичности. С самого начала особые опасения реставраторов вызывал фундамент, про который поговаривали, что его и вовсе нет. Изыскательские работы на фундаментах начались давно, но окончательно завершить их и наметить план работ удалось только после вывода музея из здания. Как рассказал Сергей Елистратов, фундаменты представляют собой сложный комплекс, базирующийся на разных грунтах и состоящий из разнородных материалов – гранитных или известняковых блоков, валунов, а где-то действительно ничего нет. Часть фундаментов уже закреплена. Пару месяцев назад один из сотрудников галереи с радостным удивлением рассказывал автору этих строк: «Я-то думал, что они подгонят бетономешалку, сделают большую дыру и зальют ее цементом. А тут, оказывается, сверлят длинные и узкие, сантиметров пять в диаметре, шурфы и под давлением закачивают туда специальную смесь…» 

Подобная технология позволяет достигнуть большой прочности и во многом снять волновавшую многих проблему возможного строительства Спасо-Преображенского собора, которое могло бы негативно отразиться на дворцовом здании. По словам Сергея Елистратова, они учли эту опасность и после окончательного обследования внесли корректировки в проект укрепления фундаментов. Он рассчитывает, что эти работы будут окончательно завершены до начала строительства собора, поскольку сейчас на его месте еще не закончены археологические исследования, и время пока есть.

Станислав Генсеровский подтвердил, что дворец действительно находится в очень плохом техническом состоянии, и виноваты в этом не разрушения военного времени и не последующая эксплуатация. Он с самого начала строился с многочисленными ошибками и недоработками – авральный режим и необходимость успеть к определенной дате придумали не в советское время. Карло Росси в начале XIX века вообще перестроил дворец за четыре месяца – сроки решительно невозможные. Так что современные реставраторы в процессе работ обнаруживают и устраняют в том числе и последствия этих авралов. 

Удаление многочисленных наросших за два века слоев штукатурки, впрочем, позволило обнаружить не только строительные ошибки и недоработки, но и исторические сенсации. Так, всегда считалось, что сгоревший архиерейский дом, с которого начался пожар 1763 года и на месте которого построен дворец, был полностью разобран. Ан нет, в ходе исследований обнаружились фрагменты кирпичной кладки, относящиеся к 1730–1740 годам, то есть часть уцелевших стен была включена в новую постройку. Это, кстати, обычная практика того времени: в центре Твери во дворе одного из домов хорошо виден странный угол – фрагмент здания начала XVIII, если даже не XVII века, который оказалось удобнее использовать таким образом, нежели сносить. Удаление штукатурки позволило сделать еще несколько важных открытий по части планировки, так что и в архитектурной реставрации, как оказалось, хорошо работает известный медицинский принцип: «Вскрытие покажет».

Помимо работ по укреплению фундаментов сейчас ведутся замена коммуникаций и перекрытий, перекладка кирпичных стен. Это работа исключительно сложная, поскольку в свое время использовались кирпичи четырех разных размеров, которые приходится подбирать, имитируя старинную кладку. При этом используется кирпич, произведенный в Боровичах, – такой же закупали для ремонта дворца в конце XIX века. Потом все это будет закрыто штукатуркой, так что сейчас и реставраторы, и сотрудники галереи активно фотографируют все происходящее, формируя большой архив. Кроме того, во дворце круглосуточно работают две видеокамеры, так что с ходом реставрации могут ознакомиться все желающие. Помимо строительных работ, чтобы не терять времени, специалисты-литейщики уже начали восстанавливать чугунные лестницы: на них провели пескоструйную обработку, и сейчас идет отливка утраченных элементов. 

Времени на реставрацию отведено ни много ни мало, а ровно в самый раз: планы, обозначенные губернатором Андреем Шевелевым в конце августа прошлого года, выдерживаются, за этим ведется тщательный контроль, и ключ, тогда переданный специалистам «Интарсии», они вернут Тверской картинной галерее ровно через 30 месяцев. То же самое относится к финансированию: денег достаточно, и возникающие в связи с открывшимися «при вскрытии» новыми обстоятельствами дополнительные расходы вполне укладываются в эту сумму. 


Оператор: Руслан ПОПОВ
Автор: Наталья Зимина
25

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В школах Твери ликвидируют вторую смену
В областной столице появится новая школа. Строительство начнется в этом году в рамках целевой программы «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях». Деньги уже выделены. Федеральный бюджет предоставляет субсидию, почти 276 миллионов рублей. Регион обеспечит софинансирование – более 349 млн.
20.02.201720:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию