26 Мая 2017
$56.07
63.01
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура22.01.2013

К штыку приравнять карандаш

Фотограф: Архив "ТЖ"

Свидетели времени в музейном контексте

 В Эммаусе в мемориально­-художественном музее Владимира Серова открылась выставка «Художники блокадного Ленинграда», приуроченная к 70-­летию прорыва вражеского кольца вокруг города на Неве. В экспозицию вошли произведения живописи и графики, созданные членами творческого объединения «Боевой карандаш» как раз во время блокады в 1941 – 1942 годах. Так художники естественным для себя образом внесли свой вклад в то, что город в итоге выстоял и выжил.

Заведующая филиалом Наталья Диченская рассказала, что подобные полные и репрезентативные коллекции есть только собственно в Петербурге и у нас в Твери. В свое время произведения были переданы областной картинной галерее уроженцем Эммауса Владимиром Серовым: в войну он был не только председателем Союза художников Ленинграда, но и предводителем сложившегося в силу очевидной необходимости общества «Боевой карандаш». Одна из выставленных работ, гуашь Юрия Белова «Художники «Боевого карандаша», как раз и посвящена будням творческого объединения: вот сам Владимир Серов, вот двое его коллег – сотрудники музея сейчас пытаются по старым фотографиям определить, кто есть кто. Юрий Белов официально не был членом творческого объединения, но, как ученик Владимира Серова, охотно участвовал во всех его проектах.

Главным делом художников «Боевого карандаша» было создание плакатов, призванных поддержать боевой дух жителей осажденного города. Мы привычно употребляем слово «плакатность» в отрицательном контексте, имея в виду прямолинейность высказываний. Однако не все так просто. Этот жанр, востребованный и в военное, и в мирное время, сложен уже тем, что он призван и донести до зрителя определенную информацию, и пробудить в нем определенные достаточно сильные чувства. И при этом быть цельным и законченным художественным произведением. Из таковых, к примеру, ставший классическим плакат Виктора Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», присутствующий в упомянутой композиции Юрия Белова как яркая и выразительная примета времени.

«Шершавым языком плаката» обращались к современникам лучшие художники своего времени, и многие работы такого рода закономерно вошли в золотой фонд мирового искусства. В этой экспозиции показательны патриотические плакаты Алексея Пахомова, ориентированные на детей и молодежь. Этот художник много работал в книжной иллюстрации, на его книгах выросло не одно поколение, и узнаваемый графический стиль его плакатов безупречно точно порождал соответствующие эмоциональные реакции, воздействуя на самые глубины души. 

Впрочем, «блокадная» коллекция не ограничивается плакатом. Увидеть, как выглядел в это время Средний проспект Васильевского острова, можно на графическом листе Георгия Верейского. Да и обычное письмо у настоящего художника может стать произведением искусства и выставочным экспонатом. Вот пишет Верейский письмо Серову. А почти треть листа занимает эффектная композиция с воинами Красной Армии: художник думает не только словами, но и изображениями. 

Большая часть экспозиции, естественно, посвящена самому Владимиру Серову. Здесь впечатляют широта и разнообразие приемов и техник, которыми пользовался художник. Гуашь, акварель, рисунок пером и обычным карандашом – в сущности, все это самые простые и мобильные техники, наиболее доступные в условиях военного времени. Владимир Серов вообще рисовал всегда и везде, сохранился огромный фонд его «летучей» графики, отмеченной точностью взгляда и изрядным чувством юмора. 

На досужий взгляд простая и скромная, эта экспозиция далась сотрудницам музея большим трудом. Как и все фондовые выставки картинной галереи, она целиком построена на подлинных вещах. То есть вот именно этот плакат видели ленинградцы в 1942 году. Бумага же – материал очень хрупкий, особенно если это пористая бумага семидесятилетней давности, полностью натуральная, без каких-­либо добавок и пропиток. Для нее вреден даже обычный свет, так что извлекать ее из запасников надо с предельной осторожностью. К тому же надо иметь в виду, что эти вещи действительно очень редкие, поскольку тиражировались не современным типографским способом, а методом автолитографии – фактически авторской печати. На одном из листов указан тираж: 157 экземпляров. Только и всего. И предназначались эти полторы сотни копий отнюдь не для музейного экспонирования, так что большая часть тиража, разумеется, погибла, такова обычная судьба плаката. А те единицы, что сохранились до нашего времени, оказались в музейных коллекциях, стали настоящими свидетелями времени, причем на редкость красноречивыми – как и положено по закону жанра.
Оператор: Руслан ПОПОВ
Автор: Наталья Зимина
32

Возврат к списку

В Тверской области подвели итоги международного саммита по безопасности
Международный саммит по безопасности завершился рядом соглашений. Напомним: он проходил в Тверской области с 23 по 25 мая под председательством секретаря Совета Безопасности России Николая Патрушева. Здесь был представлен, не побоимся этого слова, почти весь мир. Не было Грузии и Украины (их не приглашали), делегация США отказалась приехать.
25.05.201718:04
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию