19 Января 2017
$59.18
63.23
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 18.01.2013

Игрушечных дел мастера

Фотограф: Александр Солодков

Гончары России подводят итоги

 В обычной выставочной практике особым масштабом отличается вернисаж, а не закрытие экспозиции, но «Гончары России» – исключительный для региональной, да и всей российской культуры случай. Именно поэтому в рамках закрытия этой монографической выставки вчера в Твери открылась научно-практическая конференция, посвященная развитию глиняной игрушки, состоялись конкурс молодых игрушечников и мастер-классы, открылась ярмарка художественной керамики.

– Всероссийская выставка-смотр «Гончары России. Глиняная игрушка. Детская художественная керамика» проводится в Твери в шестой раз. Она представляет собой триеннале, то есть керамисты всей страны собираются в региональной столице один раз в три года. Организуют выставку Министерство культуры Российской Федерации, Российский государственный Дом народного творчества, Правительство Тверской области и комитет по делам культуры региона, Тверской областной Дом народного творчества.

Огромная экспозиция развернулась во всех залах музейно-выставочного центра Тверского областного Дома народного творчества (ДНТ) на площади Славы. Само наименование этого места тоже кажется неслучайным – здесь выставлены работы людей, которые составляют славу современной российской керамики. По словам директора ДНТ Елены Мариной, почти за два месяца, когда выставка была открыта, ее посетили тысячи тверитян, жителей районных центров и гостей нашей области. «Выставка каждые три года становится уникальным событием, – говорит Елена Марина. – Прежде всего потому, что подобных проектов в России крайне мало».

– Первая экспозиция открылась в 1997 году и представила не только игрушку, но и посуду, – вспоминает заведующая отделом изобразительного и декоративного творчества Российского государственного Дома народного творчества, кандидат искусствоведения Юлия Иванова. – Важным компонентом проекта всегда была и будет детская художественная керамика, которая соседствует в залах с работами опытных мастеров.

Нынешняя выставка не стала исключением. Из 1200 произведений, которые сегодня еще можно увидеть в залах центра, очень много именно детских работ, причем уровень их, по мнению специалистов, очень высок, а исполнение бывает настолько впечатляющим, что игрушку запросто можно принять за изделие профессионального мастера. Искусствоведы говорят: это свидетельствует о том, что традиция перенимается молодым поколением, а стало быть, сохраняется и развивается.

Собственно, современному состоянию промыслов посвящена открывшаяся вчера в МВЦ научно-практическая конференция «Проблемы развития традиционной и авторской игрушки». В ее работе принимают участие специалисты из Твери, Старого Оскола, Калуги, Сергиева Посада, Смоленска, Рязанской области, Москвы, Белгорода. Челябинской области, Архангельска, Липецка, Великого Новгорода и Республики Коми. Тематика выступлений и докладов самая разнообразная: ученые и мастера-керамисты ведут неспешный разговор о судьбах традиционной игрушки, обсуждают специфику того или иного промысла – выльгортской (Республика Коми), солецкой (Новгородская область), новоторжской, старооскольской (Белгородская область), калужской игрушки. Другая часть докладов посвящена методике обучения детей работе с глиной. Среди экспонатов, которые размещены в выставочных витринах, есть, например, игрушки, выполненные воспитанниками детской студии керамики «Синяя птица» из Вологды. Педагог Эльвира Царева рассказывает, что изучение вологодского промысла начинается с исследовательской работы: дети вместе с родителями ищут информацию о пяти существовавших в начале XX века промысловых центрах, ходят в музеи, а потом уже приступают к практическим занятиям, на которых осваивают весь технологический процесс изготовления игрушки от лепки до финального декорирования.

Глина только на первый взгляд кажется материалом простым и бесхитростным. Об этом, в частности, напомнила старший научный сотрудник Тверской областной картинной галереи Ольга Пиотровская. 
Она рассказала о творчестве заслуженного художника России Анатолия Камардина, светлой памяти которого была посвящена нынешняя выставка. Глина всегда оставалась любимым материалом художника. Исследуя ее богатейшие возможности, он выработал свой неповторимый пластический язык. Открывают экспозицию именно работы Камардина – две фигуры «Ярило» и фигура «Велес», которые показывают, насколько виртуозной была его творческая манера. В своей работе, а художник только так всегда определял процесс творчества, автор очень многое воспринял именно от народного искусства, сохранением которого занимаются мастера – участники выставки.

Юлия Иванова на открытии конференции заметила, что выставка с первых же лет своего существования превратилась в форум, открытый для всех желающих: «Это не конкурс, это смотр того, что представляет собой традиционная и авторская игрушка на данном этапе своего развития», – подчеркнула она. Естественно, анализ современной картины не обошелся без внимательного взгляда в прошлое. Так, на вчерашних заседаниях конференции прозвучали доклад об особенностях женских головных уборов в старооскольской глиняной игрушке XVIII–XIX веков, сообщения о новых находках глиняных игрушек, сделанных во время археологических исследованиий Твери, о динамике художественного стиля новоторжской глиняной игрушки. Тщательное изучение истории вопроса естественным образом приводит к более полному пониманию традиции, без которого немыслимо никакое развитие. Особенно это актуально для современного общества, формирующего вненациональный стиль, лишенный оглядки на традицию.

Впрочем, для участников выставки и конференции внимание, интерес к прошлому такая же важная составляющая повседневной жизни, как воздух, которым они дышат. Такое же бережное отношение к историческому и культурному наследию они прививают и своим ученикам. Многие из них вместе со своими наставниками вчера приехали в Тверь для того, чтобы принять участие в III Всероссийском конкурсе молодых мастеров-игрушечников.

В большом зале МВЦ имени Лизы Чайкиной установлены столы. Глина и вода – вот и все, что необходимо конкурсантам из Липецка, Калуги, Владимира, Твери и области, Курска. Многие из них в народных костюмах. Яна Харина приехала из села Троицкое Липецкой области и привлекала к себе внимание именно красивым костюмом.

– Это свадебный костюм нашего села, – объясняет девушка. – Он лучше всего олицетворяет романовскую игрушку, с одной стороны, лаконичную, а с другой – глубокую по своей смысловой нагрузке.

Яна уже девять лет занимается в Липецком областном центре романовской игрушки, ее работы неоднократно экспонировались на выставках разного уровня, она стала победительницей Дельфийских игр, заняв на них второе место. На наш вопрос, какую именно игрушку она будет лепить, Яна, не раздумывая, ответила: «Разумеется, романовскую!»

Впрочем, члены жюри, объясняя условия конкурса, не настаивали на том, чтобы произведения были обязательно выполнены в традициях того или иного промысла, наоборот, юным мастерам предоставили полную творческую свободу. Пластическое мастерство, адекватное воплощение темы в материале – вот на что обращали внимание члены жюри, оценивая произведения. Хотя, конечно, знание конкурсантами традиций и применение этих знаний на практике только повышали финальные баллы. Впрочем, почти все участники свою осведомленность как раз и продемонстрировали, разрабатывая две предложенные темы: «Медведь» для младшей возрастной группы (10–15 лет) и «Зимняя сказка» для старшей группы (16–25 лет).

Ребята работали над своими произведениями три часа и за это время успели создать внушительную тематическую коллекцию. Чья работа лучше? Перед объявлением результатов в фойе МВЦ собрались все участники конкурса, они старались держаться спокойно и никак не показывать свое волнение. Однако оно чувствовалось. В это время в большом зале уже устроили экспресс-выставку игрушек – фигур и сложных композиций. Наступает торжественный момент, и… Победителями конкурса в обеих возрастных категориях по решению жюри стали тверские молодые мастера. В младшей группе первое место заняла работа Артема Латышева из студии «Новая Корчева» (Конаково) «Зимняя рыбалка». В старшей группе лучшей оказалась композиция студента Тверского художественного колледжа имени Венецианова 
Михаила Опекунова «Зимние гулянья». Конечно, всем участникам конкурса для того, чтобы стать настоящими мастерами, предстоит еще многое сделать, многое освоить и многое постичь. И такие соревнования помогают приблизиться к вершинам профессии – в этом уверены старшие коллеги молодых игрушечников. А они знают, что говорят. Впрочем, и сами они в постоянном творческом поиске, в общении с собратьями по керамическому цеху, находя новые импульсы для развития своего искусства. Вчера в рамках программы по обмену опытом в МВЦ состоялись мастер-классы по изготовлению авторской и глиняной игрушки, которые друг для друга провели участники выставки.

Сегодня научно-практическая конференция «Проблемы развития традиционной и автор-ской игрушки» продолжится. Также в программе заключительных мероприятий выставки – презентация ее каталога и ярмарка художественной керамики, на которой представлены образцы скопинской, старооскольской, хлудневской игрушки и произведений других известных промыслов.

Автор: Петр Ручников
87

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Тверской области стартовала программа «Нас пригласили во Дворец»
Проект «Нас пригласили во Дворец» реализуется по инициативе губернатора Игоря Рудени. Всего в масштабной акции примут участие более 33 000 учащихся 526 школ Твери и области. В картинной галерее побывают 513 групп, составленных из учеников 8-х классов. Численность же обучающихся в 9–11-х классах составляет около 21 000 человек.
19.01.201711:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию