07 Декабря 2016
$63.87
68.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 17.01.2013

Крещение

Фотограф: Архив "ТЖ"

Очищает не вода, а покаяние

Вот уж праздник так праздник! Все о нем знают – и про крещенскую воду, и про морозы, которым положено быть в эту пору, и про ночные купания, дающие нам повод проявить чисто русскую лихость и вспомнить древние традиции…

Но духовную суть Крещения Господня, или Богоявления, как изначально назывался этот праздник, через внешнюю, обрядовую его форму постичь трудно. Атеисты и скептики­агностики вообще склонны отрицать наличие этой сути, и даже удивительные свойства крещенской воды, замеченные людьми еще в древности, они относят к загадкам природы, но отнюдь не духа. Однако исторический смысл события, произошедшего примерно в 27-­м году новой эры, не заметить невозможно. 

В тот день на маленькой речке Иордан люди увидели не Иешуа Га­-Ноцри, сына плотника из Назарета, но Богочеловека. О Нем только что перед этим им рассказывал Иоанн Креститель – человек настолько удивительный, что многие готовы были его самого признать за ожидаемого всем народом Израиля Мессию. Но Иоанн отвечал: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лук. 3, 16). Можно себе представить, что испытали люди, увидевшие вслед за тем Иисуса! Этот момент с потрясающей силой передал в своем знаменитом полотне «Явление Христа народу» Александр Иванов. Но и этот великий мастер никогда не взялся бы средствами светской живописи изобразить самый момент Крещения Господня, когда разверзлись над Иисусом небеса, и сошел на Него голубь, и раздался глас Отца, возвестивший о том, что перед ними действительно Сын Божий. Об этом можно рассказать только возвышенным языком иконописи. 

Вся история человечества переломилась в тот момент, окончательно разделившись на дохристианскую и христианскую эпохи. Крещение стало первым событием в публичной деятельности Христа. О том, как Он жил и что делал до крещения в Иордане, нам почти ничего неизвестно. И уже на следующий день у Него появились ученики ­ апостол Андрей, названный Первозванным именно потому, что первым пошел за Христом, и его брат Симон, которого Иисус назвал Петром. 

Не многие знают, что Богоявление древняя церковь стала праздновать раньше, чем Рождество Христово. Правильнее сказать, что 6 января по старому юлианскому календарю праздновали одновременно и рождение Иисуса в Вифлееме, и Его крещение от Иоанна, и совершенное Им первое чудо в Кане Галилейской. И только после принятия Востоком римского праздника Рождества смысл торжества Богоявления сосредоточился на раскрытии миру тайны Триединого Бога: глас Бога Отца, выходящий из воды Сын и, в виде голубя, Святой Дух. 

Несомненна и очевидная связь Крещения Господня с первым из семи таинств Православной Церкви – крещением. Христос, крестившийся у Иоанна, тоже крестил людей и заповедал делать это апостолам. Но принятое ныне в церкви значение таинство крещения получило после Пятидесятницы, когда, по сути, родилась сама Церковь. В духовном смысле это таинство соединяет крещаемого с Богом и избавляет его от смерти – так же, как избавился от смерти воскресший Христос. Не само по себе погружение в освященную воду очищает человека от греха, как думают многие, считающие, что, искупавшись в крещенскую ночь в проруби, они уже становятся христианами. Ритуальные омовения приняты во многих религиях. Но Иоанн Предтеча крестил в Иордане только тех, кто раскаялся в собственных грехах. Только покаяние по­настоящему очищает человека. 

И сколь ни велико значение святой богоявленской воды, за которой с завтрашнего дня выстроятся очереди во всех храмах, сама по себе она не даст человеку ни телесного, ни тем более духовного здоровья. 

Потому и несет каждый православный христианин с благоговением освященную в день Богоявления воду, что она есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Но только принимаемая с верою и молитвой приобретает она силу для освящения душ и телес.

Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах. Следует помнить, что крещенская вода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, а также и в его навечерие, то есть канун, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня. Заметим, кстати, что никакой разницы между водой освященной накануне и в самый день Богоявления нет. Нет и необходимости запасать большое количество богоявленской воды. Обычная вода, соединяемая с освященной, принимает на себя благодать ничуть не меньшую. 


Автор: Сергей Глушков
11

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию