25 Февраля 2018
$56.76
69.63
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 16.04.2010

Если бы я был президентом

Что творится в российской школе?
 
Как-то я шел вместе с моим молодым другом. Разговор, как водится, вели о политике. Он ругал всех подряд: коммунистов, демократов, олигархов и правительство. Мне надоело, и я спросил его, что он стал бы делать, если бы его выбрали президентом страны. Друг ответил, что он начал бы со школы. Так простой рабочий парень высказал мысль: надо что-то делать со школой.

Что творится в российской школе?
 
Как-то я шел вместе с моим молодым другом. Разговор, как водится, вели о политике. Он ругал всех подряд: коммунистов, демократов, олигархов и правительство. Мне надоело, и я спросил его, что он стал бы делать, если бы его выбрали президентом страны. Друг ответил, что он начал бы со школы. Так простой рабочий парень высказал мысль: надо что-то делать со школой.
Действительно, ведь люди, которые воруют, совершают преступления, не чувствуют себя ответственными перед страной, когда-то учились в нашей школе. Что же творится в российской школе? Почему из нее выходят не сознательные граждане, добрые люди, а те, с которыми вот уже более двадцати лет мы не можем построить новую Россию?
Заглянем в историю. В 1918 году появилась советская школа. Она, к сожалению, навсегда утратила дисциплину, порядок, характерный для царской гимназии. Та, конечно, имела родимые пятна, не случайно вдоволь поиздевался над этими учебными заведениями А.П. Чехов в маленьких повестях «Человек в футляре» и «Учитель словесности». Не случайно К. Чуковский, Л. Кассиль, В. Катаев часто с юмором вспоми­нали в своих автобиографических произведениях гимназических учителей.
И все же гимназия выпускала образованную, думающую молодежь. Нет, я не забываю – она была классовым учебным заведением для обеспеченных семей. Но ведь были и городские училища, и земские школы. Они давали неплохую подготовку.
Я не из тех, кто плачет по России, «которую мы потеряли». Советская власть поставила перед собой задачу – покончить с поголовной неграмотностью – и эту задачу выполнила. Но вот опять остановка. Мы много раз слышали, что советская школа готовила своих выпускников лучше, чем зарубежная. Так ли это?
К началу Второй мировой войны страна имела обязательное начальное образование, в то время как страны Западной Европы перешли к всеобщему среднему. То есть культура народа росла вширь, но не вглубь. И высшее образование в нашей стране давало скороспелых специалистов, особенно это касалось заочного обучения. Не на пользу пошла излишняя идеологизированность советского образования. Новая интеллигенция получила от Солженицына кличку – «образованцы». Именно им уступила место старая интеллигенция. Теперь, пожалуй, в школах не вспомнят и не поймут, что это такое.
Что еще хотел бы рассказать о средней школе, в которой я начал работать шестьдесят лет назад и только недавно оставил ее? Чистота, уют – вот чего я вообще не видал, проработав в разных школах, в разных городах. Только в условиях чистоты, порядка можно говорить о воспитании настоящего человека. А холод? Разве можно держать детей в холоде? Да в та­ких школах следует забивать двери досками!
Теперь о главном. (Хотя что я говорю? В воспитании все главное!) О наших учителях. Как многие из них вообще могли попасть в школу? Может, это жестко сказано, но уж очень часто удивляют они своим бескультурьем. Это касается даже преподавателей литературы. Я помню, одна из них, увидев у меня в руках кни­гу Леонида Андреева, спросила, кто это такой. Через много лет я рассказал про этот случай молодой учительнице литературы. Она ответила: «Ну как же не знать автора «Русского леса»!» Кстати, написанного Леонидом Леоновым.
Может быть, дело в том, что в пединституты идут далеко не самые лучшие выпускники школы: учитель – пока не престижная профессия. А может, в том, что преподава­ние в вузах тоже оставляет желать лучшего. Учителя жалуются на маленькую зарплату. Конечно, надо ее повышать. Но плохой учитель от этого работать лучше не будет.
А что еще мешает нашей школе? Конечно, общая беда российского общества – привычка к неправде, к показухе, к трепету перед начальством. Еще до войны, когда начались кампании социалистического соревнования, школы опутала паутина процентомании, завышения оценок. Единица вообще исчезла из классных журналов, а двойка стала редкостью. Многие учителя понимают, что им не дают выставлять ученикам справедливые оценки. Но почему же они не протестуют? Отчасти потому, что в школе работают женщины, дома у них свои дети. Учителя-мужчины были бы менее уступчи­вы и более независимы.
*  *  *
Программы – еще один больной вопрос. Кто их придумывает? Наверное, те, у кого нет своих детей. Просидев на уроках пять или даже шесть часов, ученик потом должен выполнять домашнее задание. Такая работа непосильна и взрослым. Что же удивляться, если большинство учеников имеют отклонения в здоровье? В свое время Министерство просвещения запретило шестые уроки в классах, но через несколько лет об этом забыли.
Программы перегружены. Зачем, спрашивается, девушке в таком объеме алгебра, если она не думает учиться в техническом вузе? Возьмем литературу. Для формирования личности молодого человека она – важный предмет. Но что же мы видим? После окончания школы выпускник бежит от книг Толстого, Тургенева, а о Бунине он вообще не слышал. В чем дело? Конечно, прежде всего – в личности учителя лите­ратуры. Если он не обладает высокой культурой, чему он может научить? Но и о программах тоже стоит говорить. На дворе двадцать первый век. И замечательные произведения Толстого, Достоевского просто непонятны современным подросткам. Эти книги надо читать в более зрелом возрасте. Надо, надо пересмотреть программу по литературе и включить туда современные произведения отечественных и зарубежных авторов.
А история! Тут учителей можно понять, но не простить. Еще недавно любое отступление от коммунистического учения считалось недопустимым. А тут – все наоборот! К тому же общество до сих пор не может разобраться, хорош Сталин или плох? Колчак – благородный адмирал или сибирский палач? Нет ясности. И виноват в этом учитель истории, не читающий книг и питающийся лишь брошюрами и методической литературой.
И последнее. Сейчас почему-то считается, что школа не должна воспитывать, а лишь должна учить. На педсоветах я не раз слышал такую установку. Позвольте, а кто же должен воспитывать детей? Незнакомые с азами педагогики родители, часто к тому же и пьющие? Нет, именно школа. Когда-то и сомнений в этом не возникало. А теперь? После окончания уроков школа пустеет. Где драмкружки? Где теперь юннаты? Почему много лет не видно на стенах стенгазет? Плохо дело с физкультурой. Нет технических кружков. Много чего нет! Зато есть «добрые» магазины, отпускающие молодежи пиво и сигареты в любое время суток.  
Как же изменить положение? Надо говорить об этом, писать в СМИ, что-то менять в подготовке учителей. И страна наша тогда будет меняться.
Прав был мой молодой друг: если бы я был президентом, то начал бы со школы.

От редакции. В своей статье ветеран-педагог справедливо поставил острые проблемы современного образования. В Год учителя серьезный разговор о бедах нашей школы нужен не меньше, чем похвалы и благодарности тем, кто их заслуживает. А что касается президента… Д. А. Медведев условием успеха модернизации страны уже поставил реализацию инициативы «Наша новая школа». Публикуя статью М. Верхоланцева, мы надеемся на продолжение разговора о том, какой должна стать новая школа – и на тверской земле, и во всей России.
Автор: Михаил ВЕРХОЛАНЦЕВ, Весьегонск
21

Возврат к списку

В Твери отметили 100-летие Вооруженных сил России
На экране – кадры хроники с красноармейцами времен Гражданской войны. Через несколько секунд мы видим, как чеканят шаг солдаты Великой Отечественной, отправляющиеся на передовую. И вот перед нами уже наши дни – лучшие образцы современной военной техники. Заканчивается фильм ставшей уже известной фразой: «Наша армия вежливая, но грозная».
23.02.2018:
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость