25 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура11.01.2013

Вся жизнь – игра!

Фотограф: Наталья Зимина

Картонные елки и ватные ангелы

 Завсегдатаи музейно-выставочного центра, что на Советской, помнят, что он всегда служил полигоном для экспериментов разной степени рискованности, поэтому его особенно любили дизайнеры. И под новогодние и рождественские праздники баловали зрителя изысканными экспозициями достаточно редкого жанра – декоративной куклы. Даже целые кукольные спектакли разыгрывали. 

В этом году члены Тверского отделения Союза дизайнеров России продолжили традицию и представили выставку «Куклы как… жизнь», помимо прочего, поздравив себя, коллег и зрителей с отмечавшимся в прошлом году пятнадцатилетием творческого союза. Впрочем, традиции чуть-чуть все-таки изменили: если прежде экспериментальным полигоном был камерный лекционный зал, то сейчас экспозиция обосновалась в более просторном малом зале на втором этаже. Состоящий из четырех разных помещений, он позволяет играть не только с объектами, но и непосредственно с пространством, до чего дизайнеры большие охотники. На своих выставках они всегда трансформируют объемы, заселяя получившиеся миры самыми разными сущностями. Бывало, в выставочных пространствах и трава росла (настоящему дизайнеру ничего не стоит превратить в растительность обыкновенные груды нарезанной бумаги), и козлики бегали. Нынче же, учитывая специфическую атмосферу зимних праздников, зрителю нужно быть готовым к тому, что откуда-то из-за поворота может вылететь самый настоящий ангел.

Председатель Тверского отделения Союза дизайнеров России Наталья Эверт в ходе подобных выставок не устает заниматься просветительством, старательно объясняя, что дизайн – это совсем не то, что мы об этом думаем. Дизайнер по сути не создает вещь как самостоятельную сущность – он сообщает свойство самостоятельной сущности уже имеющимся объектам, придавая им художественное качество. В этой экспозиции подобный подход можно рассмотреть на примере елки. Казалось бы, что может быть проще: новогодняя елка – это дерево с зелеными иголками. Ан нет. «Елочную» сущность можно выявить у самых разных объектов и материалов, причем наличие зеленого цвета и иголок совсем необязательно. Так, студенты училища культуры имени Львова соорудили елку из соответствующим образом свернутых страниц глянцевых журналов. Зеленого цвета там практически нет, иголок – тем более, однако легко узнаваемая «елочность» явственно присутствует. «Построить» новогоднюю елку можно и из обычного упаковочного картона: надо просто увидеть в пространстве комнаты специфическую узнаваемую форму, как это делал Микеланджело, обнаруживая законченную скульптуру в глубине глыбы мрамора. Несколько взмахов ножницами, пара щелчков степлером – и вот она, новогодняя красавица, 
изящно декорированная оригинальными деревянными игрушками работы Николая Арзамасцева. 

Дизайнерский подход к объекту интересен и поучителен тем, что он позволяет увидеть, «из какого сора» рождается цельный и законченный образ. Вот та же картонная елка: все конструктивные элементы на виду, фактура материала ничуть не скрыта, однако это не только не мешает, но даже и помогает восприятию. Или прелестная «Обезьяна» Ольги Котеневой – чудесная кожаная мордашка, грустная и философическая: на образ работают швы и складки, которые мастер не считает нужным скрывать. Собственно материал в таких объектах играет роль сугубо самостоятельную, несколько даже хвалясь фактурами и текстурами.
Бусинки, кружавчики, веревочки как будто сами собой организуются в единое целое – и вот уже собирается запеть волшебная птица Сирин Елены Дегтяревой: наивные материалы в сумме формируют некую высшую пластическую мудрость. 

Здесь бывает сложно понять, от чего изначально отталкивается дизайнер – от кропотливой рукодельности или от «иного» взгляда на предмет. В этом смысле студенты не уступают старшим товарищам. Украшением экспозиции стала лихая импровизация на тему новогодней елки, при ближайшем рассмотрении оказавшаяся композицией из перегоревших электрических лампочек – больших, от фонарей уличного освещения. Оказавшийся на вернисаже знакомый электрик долго ходил кругами около этого сооружения и удивлялся тому, что весьма убедительным предметом искусства может стать вроде бы отработанный хлам, который он по долгу службы регулярно выбрасывает в мусорный контейнер. Надо полагать, в этом и заключается сверхзадача дизайна в самом широком понимании: его объектом может быть все, и в этот объект можно вложить какой угодно смысл. Так ребенок может сколь угодно долго играться с примитивной куклой, наделяя ее десятками и сотнями ролей. Причем психологи считают, что кукла должна быть предельно простой, если не архаичной – именно это пробуждает живую фантазию, превращая ребенка (да и взрослого) в настоящего творца. Стоит согласиться с классиком: «Нет безобразья в природе…» И осознанно претворить эту мысль в реально существующие объекты, среди которых можно, нужно и хочется жить.
Автор: Наталья Зимина
13

Возврат к списку

Сегодня столица Верхневолжья отмечает 882-й день рождения
Атмосфера большого праздника витает в воздухе с самого раннего утра. К полудню к городским площадкам, задействованным в торжествах, начали стекаться горожане и гости областной столицы. На Театральной площади развернулся фестиваль ретро-автомобилей и выставка «АвтоСТОП: 20 лет вместе».
24.06.201720:23
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость