23 Мая 2017
$56.5
63.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

«Ночь музеев» в Тверской области | Видеотрансляция

Подробнее

Новости дня
Туризм10.01.2013

Причал для двух пенсионеров

Фотограф: Наталья Зимина

Особенности петербургского флота в зимний период

Российские граждане привычно сетуют на то, что длинные новогодние каникулы – это вовсе не так хорошо, как казалось поначалу: для организма – стресс, для кошелька – разорение. Однако нас ведь никто не заставляет безвылазно сидеть за столом, время и деньги можно потратить куда с большей пользой. 

На пути из биржи в казармы

В прошлый раз мы выяснили, что есть множество резонов ездить в Питер зимой. Один из таковых – доступность музеев, а также их особая привлекательность именно в это время: погоды определенно располагают. Конечно, вышесказанное не распространяется на такие музеи, как Эрмитаж: очереди туда если и меньше, чем в «высокий сезон», то ненамного. Но ведь только Эрмитажем питерские интересности не исчерпываются. Так что не будем искать легких путей, переберемся на другой берег Невы и прогуляемся по Васильевскому острову, имея в виду, что если Петербург и не Херсон, построенный волей Екатерины как одна большая судоверфь, то называться одной из «колыбелей русского флота» имеет полное право. 

Когда-то флотская тема начиналась на Васильевском в самом знаковом месте острова – на Стрелке, где в здании Биржи размещался Центральный военно-морской музей. Сейчас, однако, колоннада Биржи частично закрыта какими-то щитами, там явно готовятся к ремонтным работам. А музей постепенно переезжает на площадь Труда, 5 в отреставрированные Крюковские казармы. Не без проблем, что вполне понятно: один переезд равен двум пожарам. Перевозка экспонатов началась ровно два года назад, на нее отводился год. Однако сроки регулярно переносились, в процессе перевозки успели серьезно повредить три крупных экспоната – последним пострадал истребитель Героя Советского Союза Бориса Сафонова, имя которого наводило ужас на асов Люфтваффе. Первые залы в новом здании обещали открыть к 30 октября, однако теперь сроки передвинулись на 9 мая этого года. 

Однако сейчас музей флота представляет собой собственно Нева, уставленная разнокалиберными судами. Некоторые из них музеефицированы. Аборигены говорят, что летом попасть на них практически невозможно; впрочем, и сейчас, в «низкий сезон», эти в высшей степени занятные объекты не скучают без посетителей.

Английский дедушка русских ледоколов

Самый заметный и почтенный экспонат скромно устроился в конце набережной Лейтенанта Шмидта у Горного института в окружении своих более юных коллег. Знаменитый ледокол «Красин», самый старый из судов такого типа – в прошлом году он отпраздновал 95-летие, – как оказалось, формально не является питерским музеем. Он относится к Музею Мирового океана, учрежденному в 1990 году в Калининграде, так что набережная Лейтенанта Шмидта стала фактическим продолжением единственной в России кенигсбергской Набережной исторического флота. 

Преодолев могучие снежные заносы на набережной и замечательно крутой и скользкий трап, мы обнаружили, что не одиноки в склонности к экстриму: в теплом закутке с табличкой «Касса» уже собрались с десяток туристов разных возрастов. Оказалось, правда, что самая интересная из нескольких разработанных экскурсий временно отменена: в машинном отделении затеяли ремонт. Причем далеко не косметический, поскольку «Красин» – не только музей, но еще и действующий ледокол, который вполне может выйти в Финский залив выполнять свои прямые обязанности, так что ходовая часть должна всегда содержаться в рабочем состоянии. Сотрудница музея Юля провела нас по «парадной» части, показала мемориальную экспозицию, посвященную истории корабля и, в частности, самой известной операции «Красина» – спасению экспедиции Умберто Нобиле, отправившегося к Северному полюсу на дирижабле 
«Италия» в 1928 году. Здесь нашлось место и небольшой экспозиции, посвященной природе Севера, главной гордостью которой стало чучело белого медведя, в корабельной каюте выглядящее несколько сюрреалистично. 

На баке (именно так называется надстройка в носовой части любого корабля) размещены салон для экипажа, личная каюта капитана и, самое главное, рубка с полным комплектом необходимого оборудования. Вот тут экскурсантам было полное счастье, поскольку почти все приборы и механизмы находятся в рабочем незаблокированном состоянии. Постоять за штурвалом легендарного ледокола, примериться к штурманскому месту или попробовать передать сообщение посредством азбуки Морзе – ощущение внушительное. Кроме того, из рубки и с верхней палубы открывается непривычная панорама Невы, непарадная – с доками, трубами и заводскими корпусами. Ну да, на верхней палубе не просто холодно, а очень холодно, что создает необходимый контекст: все-таки этот корабль работал в Северном Ледовитом океане. 

Раритетный убийца

Практически в тени по-английски солидного, сугубо гражданского «Красина» притаился объект совсем другого рода – подводная лодка серии С-189, самая массовая советская субмарина. Ее построили в 1955 году на Балтийском заводе, в забор которого как раз и упирается набережная Лейтенанта Шмидта. В составе Балтийского флота эта лодка прослужила 35 лет, в середине 90-х затонула в Кронштадте, а в 2005-м ее подняли и собирались было разрезать на металлолом. Но тут кто-то вспомнил, что это последний экземпляр серии С-189, сохранившийся на территории России, – историческая ценность и безусловный раритет. Говорят, что этот «кто-то» – серьезный бизнесмен из ветеранов-подводников, оплативший все работы по подъему, ремонту и переоборудованию судна. 

На этот объект попасть не так просто, и тут нам помог «низкий сезон». Подводная лодка стоит рядом с таможенным терминалом, который надо обойти сбоку. Летом круизные лайнеры полностью перегораживают этот проход. А сейчас по вполне понятным причинам никаких лайнеров нет, и единственным препятствием остается узкий и скользкий, заросший льдом трап. 

На подводной лодке все как-то проще, чем в обычных музеях. В рубке чаевничают отставники-подводники. Есть настроение – проведут экскурсию даже и для одного человека, нет – придется подождать, пока наберется группа, а пока гуляй самостоятельно, крути вентили и дергай рычаги, сколько душе угодно. Рассказывают они, кстати, очень душевно, без выразительной мелодекламации, которой грешат профессиональные гиды. Собственно, они просто рассказывают про свою обычную жизнь и службу. Это, безусловно, любо и бывшим подводникам, как повод вспомнить боевую молодость, и абитуриентам военных училищ, и просто людям, которые «в материале» по крайней мере по инженерной части. Сухопутный штафирка же имеет перспективу пережить целую серию культурных шоков, но при этом ничего не понять. 

Подводная лодка такого типа не просто маленькая, а очень маленькая. В высоту – примерно в два человеческих роста, посередке железная палуба. Все пространство плотно напичкано приборами и механизмами, назначение которых уяснить вышеупомянутому штафирке нереально, даже если объяснять возьмется весь наличный экипаж. Мне не удалось даже понять, как эта штука двигается, как соотносятся дизельное топливо и электричество. Относительно очевидно стало лишь то, что агрегаты под палубой – это для выработки энергии, а над палубой – для управления и стрельбы. Зато мне наконец объяснили, как эта штука стреляет торпедами. Вот он, момент истины: оказывается, подводная лодка торпедами не стреляет. Она только доставляет их в нужное место и направляет на нужный объект. А потом у торпеды включается специальный моторчик, и до цели она добирается уже самостоятельно. При необходимости через те же торпедные аппараты могут эвакуироваться и люди. Размер этой трубы вкупе с предельно минимизированным внутренним пространством лодки заставил предположить, что для этой службы отбирают людей не богатырского телосложения. Однако нашим гидом был дядя вполне солидной комплекции…

В сущности, подводная лодка – это такая искусственная акула, идеальный убийца: быстрый, скрытный и маневренный. Трудно даже вообразить, сколько в эту небольшую по сравнению с тем же «Красиным» металлическую конструкцию вложено сил и средств, ума и таланта, самых хитрых разработок и самых передовых технологий! А все для чего? Исключительно для истребления себе подобных. Так вот причудливо на небольшом отрезке питерской набережной сошлись совершенные в своем роде средство спасения и средство уничтожения. 

Автор: Наталья Зимина
120

Возврат к списку

Дорожные работы развернулись у Дома Союзов в Твери
В 2017 году финансирование дорожной отрасли выросло еще в 1,7 раза – с 4,5 до 7,8 млрд рублей. Планируется ремонт свыше 365 км дорог.
22.05.201723:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию