18 Августа 2017
$59.25
69.65
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Гроза двенадцатого года 27.12.2012

Онегин… Оленин

Фотограф: Архив "ТЖ"

История одного портрета

Исполнилось 200 лет со дня Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года. Для нашего поколения и особенно для юных жителей России это почти древние времена. В том сражении и в той войне участниками были многие жители тверского края, о которых мы сейчас вспоминаем. Немало молодых, красивых, умных, что составляют во все времена цвет нации, погибли на полях сражений. Об одном таком участнике стоит знать современникам и в XXI веке. 

Мы его называли Евгением


Тридцать лет назад, работая в Калининской областной картинной галерее, я часто обращала внимание на удивительный портрет юноши, который экспонировался в парадном зале Императорского Путевого дворца. Небольшая работа изображала молодого человека, которого мы прозвали Онегиным. Некоторые сотрудники считали его портретом неизвестного декабриста – благородное одухотворенное лицо с тонкими чертами, огромные выразительные глаза, высокий лоб и шапка темных вьющихся волос. На юноше был темно-синий сюртук, пикейный белый жилет, белая рубашка и шелковый шейный платок, заколотый золотой булавкой с бриллиантами. Все выдавало в нем человека из аристократической семьи, денди. Романтическому образу добавлял выразительности голубой фон. Картина была написана талантливой рукой в технике пастели, которая сама по себе создает бархатистую мягкую поверхность. 

На портрете стояла монограмма « О. К» вместо подписи художника, и картина считалась «Портретом неизвестного юноши». На картине стояла дата – 1813 год. Тридцать лет назад в Ленинграде Государственный Русский музей (ГРМ) готовил выставку знаменитого живописца и рисовальщика Ореста Адамовича Кипренского. Естественно было предположить, что авторство портрета из тверского собрания принадлежит Кипренскому, и такие предположения высказывались. В тот момент я уже работала главным хранителем коллекции и решила отправить картину на экспертизу в ГРМ. После серьезных технико-технологических исследований выяснилось, что монограмма руке Кипренского не принадлежит. Но меня, конечно, интересовал и изображенный юноша. Его лицо казалось мне знакомым… Онегин…Оленин … Я стала искать и сравнивать. Однажды в галерею приехал искусствовед Лев Тимофеев, который создал в имении Олениных Приютино (под Ленинградом) музей этой семьи, и он тоже предположил, что на портрете изображен кто-то из Олениных.

Семейные черты

Семейство Олениных было многочисленным и было в родстве со многими дворянскими фамилиями России. Отец, Алексей Николаевич Оленин, известный исследователь, художник, преподаватель, затем президент Академии художеств, был женат на Елизавете Марковне Полторацкой, у них было пятеро детей. Три сына и две дочери, одна из которых – Анна Оленина – впоследствии была прославлена Пушкиным. Три сына – Николай, Петр, Алексей – еще в младенчестве были записаны в лейб-гвардии Семеновский полк, но до отрочества находились дома и фактически приступили к службе лишь во время войны 1812 года. Из всех братьев по возрасту подходил только Николай – он мог быть изображен на портрете, но был убит в 1812 году.

Как удалось доказать, что на данном портрете Николай Алексеевич Оленин? Иконография семьи Олениных достаточно обширна, это позволило провести сравнительный искусствоведческий анализ. Сравнивая портрет юноши с уже известными портретами отца, я сразу обратила внимание на родовую черту всех Олениных-детей: у всех длинный с широким основанием и глубокими ноздрями нос, также небольшие «лодочкой» губы, высокий лоб, удлиненный подбородок. Однако глаза на нашем портрете отличаются от глаз отца. К счастью, сохранились портреты матери. Особенно характерна одна на графических работах: большие глаза, низко нависшие полукруглые брови, точь-в-точь как на портрете юноши из галереи. Сохранился и рисунок Кипренского, созданный им в Приютине, где художник часто гостил и рисовал всех членов семьи. Профильный портрет Николая Оленина идентичен чертам изображенного на портрете неизвестного: длинный нос, высокий лоб, вьющиеся волосы. Великолепно исполненный рисунок головы позволяет думать, что первоначально он был все же исполнен Орестом Кипренским, вошедшим в дом Олениных в 1809 году. Об этом говорят характерные для мастера штрихи мягкого итальянского карандаша, которые не скрыла пастель, профессиональный рисунок носа, глаз, губ.

Исследуя архив Олениных, хранящийся в архиве Российской государственной библиотеки, мне удалось установить, что именно в 1813 году родные Николая Оленина получили возможность перевезти его останки в новую могилу в Приютино и установить памятник. В 1813 году семья собрала все, что касалось погибшего Николая. Кипренский бывал в семье Олениных вплоть до 1816 года. Возможно, именно тогда он прошелся легкой пастелью по рисунку головы, а Петр густой пастелью прошелся по фигуре и создал небесно-голубой фон, подчеркивая неземное существование брата. Манера исполнения фигуры отличается от манеры исполнения головы. Возможно, что именно Алексей Оленин сделал монограмму художника (поэтому она не принадлежит кисти Кипренского) и поставил дату.

По долгу христианскому

Однако вернемся к обстоятельствам гибели Николая Оленина. Юноша девятнадцати лет героически погиб при Бородине. Его однополчанин Матвей Муравьев-Апостол писал в своих воспоминаниях: «…началось Бородинское сражение. Гвардия стояла в резерве, но под сильными пушечными выстрелами. Правее 1-го батальона Семеновского полка находился 2-й батальон. Младший брат Николая Петр Оленин, как адъютант второго батальона, гарцевал перед ним верхом на лошади. В 8 часов утра ядро пролетело близ его головы, Петр упал с лошади, и его сочли убитым. Князь Сергей Петрович Трубецкой (будущий декабрист), осматривающий раненых во время их перевязки, успокоил Николая Оленина, сказав, что брат только контужен и останется жив».

А вот как описывали события в письме матери Олениных ее слуги, которые были вместе с господами на поле брани: «Николай Алексеевич, узнав об этом, и не поверил, что братец его оконтужен, а думал, что он убит, плакал крепко и сказал: «Бог разве не велит мне быть в деле? Отомщу врагу за смерть брата моего». Но вскоре после сих речей ударило ядро и убило Николая, графа Татищева-младшего и третьего унтер-офицера». Матвей Муравьев-Апостол вспоминал об этом трагическом эпизоде: «…неприятельский огонь усилился, и ядра начали нас бить. Николай Алексеевич Оленин стал у своего взвода, а граф Татищев перед ним у своего лицом к Оленину. Оба они радовались только что сообщенному счастливому известию; в эту самую счастливую минуту ядро пробило спину графа Татищева и грудь Оленина». Так, одно ядро сразу поразило двоих. С трудом слуги и сослуживцы нашли два гроба, отстояли право на отдельное захоронение Оленина и Татищева и похоронили «по долгу христианскому», как писали матери слуги.

В 1813 году Алексей Николаевич Оленин сам проектировал памятник для сына – раньше из-за войны этого сделать было невозможно. В июне памятник был готов и установлен на новой могиле Николая Оленина на кладбище церкви Живоначальной Троицы в Можайске, вокруг могилы была поставлена решетка по рисунку отца. Надо сказать, что при рождении каждого сына в Приютине высаживался дуб. Дуб Николая Оленина зачах сразу после его гибели, и отец распорядился сделать ограду из этого засохшего дуба. Впоследствии прах Николая Оленина был перевезен в Приютино и там похоронен.

Мне же пришлось просить помощи у тверских криминалистов, которые и идентифицировали портрет по фотографиям родственников, признав их несомненное сходство. С моей научной атрибуцией согласились и искусствоведы Русского музея, где мне пришлось выступить с докладом на научной конференции.

Из небытия вернулся к нам еще один достойный воин Отечественной войны 1812 года. Этого романтического юношу ждало либо блестящее будущее, либо путь декабриста. Очевидно, эту историю знал и переосмыслил Пушкин. Историю же семьи Олениных частично отразил Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»: личности Николая и Петра он трансформировал в литературный образ Пети Ростова.

После реставрации Императорского Путевого дворца портрет Николая Оленина можно будет увидеть в экспозиции Тверской картинной галереи, где он всегда занимал достойное место. 

Автор: Маргарита Железнова
275

Возврат к списку

Сомнений нет: Речной вокзал в Твери восстановят
Зданию Речного вокзала, частичное обрушение которого произошло 7 августа, будет возвращен исторический вид. Об этом заявил губернатор Игорь Руденя в ходе общения с журналистами после заседания регионального правительства, прошедшего в минувший вторник.
16.08.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость