27 Мая 2017
$56.76
63.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура21.12.2012

Два гимна и три объектива

Фотограф: Наталья ЗИМИНА

Российско-германский визуальный диалог

Так назвали свою фотовыставку, открывшуюся на днях в зале искусств библиотеки имени Горького, два немецких и один русский фотограф. Впрочем, скучное официальное название не должно ввести зрителя в заблуждение: за ним скрывается остроумный и совершенно неформальный художественный проект, посвященный самому что ни на есть формальному официальному атрибуту – государственным гимнам Германии и России. 

– В этой экспозиции есть знакомые и близкие приемы, а есть нечто для нас совсем необычное, – прокомментировал выставку почетный член областного фотоклуба, апологет чистого реализма Владимир Крылов. – Здесь мы видим интересный опыт использования конкретного материального предмета для передачи абстрактного понятия. На этой выставке можно о многом подумать и есть чему поучиться.

Для налаживания диалога немецкие друзья-приятели Маркус Меринг и Кристиан Глаттер и немка-россиянка (или россиянка-немка) Йохевед использовали сопоставление двух государственных гимнов. Понятно, что в текстах такого рода произведений в силу самой их природы не может не наблюдаться определенного сходства – так или иначе они говорят об одном и том же. Фотографы вычленили одиннадцать понятий – таких, как «любимая», «свобода», «мудрость», «на все времена», и попытались их визуализировать, каждый в меру собственной фантазии, направленности ума и отношения к жизни. Полученное совместили в единую композицию: на одном планшете три фотографии и кое-какие словесные объяснения, иногда представляющиеся более любопытными, чем сами фотографии, поскольку соль здесь именно в сопоставлении подходов, мнений и поворотов мысли. 

Здесь, кстати, обнаружилась наша неготовность к целостному восприятию экспозиции, выстроенной по принципам инсталляции и предполагающей перекрестные двойные и тройные смыслы. «Ах, какая красота!» – восхищались милые дамы достаточно посредственным закатом с «проваленными» тенями, не обратив внимания на то, что Маркус Меринг присовокупил к нему страшноватую немецкую поговорку: «Тот, кто боится каждого куста, рано или поздно оказывается в лесу». Непроработанные тени в этом контексте приобретают отчетливо зловещий смысл: кто ж знает, что в них таится? Сумрачный германский гений может поселить там совершеннейшие ужасы. Кристиан Глаттер тоже увидел в этом символе отнюдь не пасторальные мотивы: «Лес и поле – не только романтический пейзаж, но еще и боевой ресурс». 

Вообще чисто немецкие ассоциации читаются в этой экспозиции буквально на каждом шагу. Так, снятая Йохевед никакая в чисто фотографическом смысле выщербленная кирпичная стена, будучи включенной в общий контекст, стала естественной для немца рефлексией на тему «Свобода». Вот где мотив стены понимается абсолютно однозначно! Но не однозначно понимается слово «свобода». Так, Маркус Меринг включил в этот контекст картинку с дамой, лавирующей между неких вертикалей. Как это понимать? А ровно так: «…свобода движения в существующей системе». Согласитесь, такой подход очень контрастирует с русским пониманием свободы.

В этой экспозиции вообще стоит не только смотреть, но и читать. О том, например, что «Унифицирование – рискованно, единство – надежно». Как тут не вспомнить о «крахе политики мультикультурализма»? Нынешние события в объединенной Европе придают этой, в сущности, банальной мысли свежесть и остроту. Автор этой штуки Кристиан Глаттер вообще представляется самым в фотографическом смысле интересным членом этой троицы. Все слова-символы он воплощает посредством шахмат, отсылая зрителя к многочисленным свидетельствам о мудрости этой древней игры.

И в самом деле, имея совершенно самостоятельные пластические и композиционные достоинства, его конструкции из шахматных фигур несут еще и символические значения, остроумно комментирующие общий контекст. Эти конструкции могут быть предельно простыми, если не банальными – но в том и прелесть: подобные вещи понятны любому зрителю, но при этом невероятно изящны. Нежно ласкающиеся белый ферзь и черная пешка – согласитесь, здесь есть немереный простор для самых разных соображений и обобщений. 

В этом смысле «Российско-германский визуальный диалог», начатый Маркусом Мерингом достаточно давно в жанре народно-коммерческой дипломатии (этот развеселый кругленький немец хорошо знаком тверскому телезрителю в качестве персонажа забавных рекламных роликов одного из жутко модных бутиков), представляется, как ни странно, замечательным образцом современного актуального искусства.

Совместное творчество трех фотографов, на первый взгляд достаточно непритязательное и не рассчитанное на общественную, в том числе и криминальную, шумиху, порождает массу смыслов и аллюзий, оставляя далеко позади широко разрекламированные, но, в сущности, далеко не многоплановые проекты Марата Гельмана. Такие, как собравший на речном вокзале весь столичный бомонд, включая Иосифа Кобзона, проект «Россия для всех». Даже если иметь в виду оригинальное название «Расстрельный список скинхеда», он вызвал значительно меньше эмоций и породил меньше мыслей, нежели тихий эксперимент развеселых немцев. Что лишний раз опровергает расхожее утверждение: «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Маркус Меринг, Кристиан Глаттер и Йохевед в очередной раз показали: все мы разные, но найти общий язык всегда можно.

Автор: Наталья ЗИМИНА
83

Возврат к списку

В Тверском регионе развиваются телемедицина и мобильное здравоохранение
В 2016 году Правительство Тверской области профинансировало социальную сферу на 100%. На эти цели было направлено более 65% расходов регионального бюджета. 
27.05.201701:14
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию