21 Января 2017
$59.67
63.73
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура20.12.2012

О чуде благодушия

Поставить суету на паузу, чтобы прислушаться к происходящему внутри себя и вокруг, что-то понять и, возможно, изменить...

 "ТЖ" предлагает своим читателям цикл бесед с протоиереем Александром Шабановым.

Божие подобие в человеке проявляется через чудо – Человек становится «преподобным». И среди ярких, видимых таких чудес скрыто одно довольно тихое, домашнее – чудо благодушия. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу». То есть Сам Господь посылает таких людей на служение человечеству. Их не так уж и много. 

Частота употребления слова «благодушие» – 284 раза на 300 миллионов других слов. В словаре Ушакова оно имеет синонимы: «доброжелательность», «мягкосердечность», «беззлобие», «отзывчивость». Его используют для обозначения мягкости характера или просто для того, что мы называем «хорошим настроением». В.И. Даль определяет слово «благодушие» как «любовное свойство души», «милосердие», «мужество на пользу ближнего» и «самоотвержение». Он ставит знак равенства между понятиями «благодушие» и «великодушие».

По недоразумению благодушным некоторые считали гоголевского Манилова, и понятие «маниловщина» в прошлом веке окрашивалось в социально-политические тона. Но благодушный – это все же станционный смотритель Пушкина, доктор Дымов из чеховской «Попрыгуньи» и, несомненно, Яков Софронович Скороходов – «Человек из ресторана» Ивана Шмелева.
Конечно, слово это, как многие другие хорошие слова (лепота, мизерабельный, лютоярый, зыбка, зеница, дикоумный…), устаревает, но фонетически оно все еще играет мягкими, теплыми тонами. В нем звучит «благо», «душа», «дух». Благодушные «ходят на цыпочках», они лишены безблагодатной серьезности, и у них получаются умные, веселые стихи. Как у Честертона:

Ко мне являются на чай
Деревья и закат;
И Ниагарский у меня 
Ночует водопад…
Я знаю тайный сон Земли,
Преданье Червяка
И дальний Зов, и первый Грех –
Легенды и века…
Люблю я в поле загорать,
А если дождь и гром,
Неплохо и на Бейкер-стрит
Сидеть под фонарем.

Но вот как, к примеру, объяснить ребенку все эти семантические тонкости? Без сказок здесь не обойтись. Советские дети, для которых долгое время были недоступны книги Толкина и Льюиса, дружили с семейкой Муми-Троллей, симпатичными персонажами сказок Туве Янссон.
Так вот, однажды в Муми-доле, где обретается вся Муми-семейка с друзьями, появляется жутковатого вида существо – Морра. Земля замерзает в том месте, на которое садится Морра, гаснет любой огонек, источник света. Нельзя разговаривать с ней и о ней, иначе Морра приходит и забирает говорящего с собою. Все, чего она касается, умирает. (Некие черты Морры принял, похоже, Волан де Морт из «Гарри Поттера».) Главному герою сказки Муми-Троллю его мама говорит: «Ты думаешь, Морра тоскует по горящему свету? Вовсе нет, ей просто хочется сесть на него, чтобы он погас и никогда больше не горел».

Но однажды Муми-Тролль встречается с этим существом и становится свидетелем необычной перемены: Морра не пытается погасить свет штормового фонаря Муми-Тролля, она поет веселую песнь, придя в восторг от того, что именно с ней пришли встретиться. Муми-Тролль – один из самых «благодушных» героев детской мировой литературы. К тому же он заботливый друг, мечтатель. Его благодушие – смелое благодушие – и меняет Морру.

Чудо благодушия, как и многие другие чудеса, является различным образом. Поскольку человек такого склада не любитель разговоров исключительно о себе самом, можно сказать, что, выслушивая других, он упражняется в самопожертвовании. Находясь в печали, он умеет улыбаться, уступать. В его сердце живет надежда.

Благодушные радостно живут и радостно приближаются к смерти. Их существование согрето загадочным «Тайным пламенем», которое ощущают те, с кем рядом они оказываются. Не то чтобы это пламя было неугасимо – каждый может сломаться, но именно благодушие, как и любовь, предохраняет человека от разрушения.

Каждый день мы читаем «Отче наш» – Господню молитву и под «хлебом насущным» справедливо понимаем прежде всего пищу. Для каждого «хлеб» – вопрос материального порядка, но «хлеб» для ближнего оказывается уже в сфере вопросов духовных. И, добывая его, человек не поленится выйти к морю со «штормовым фонарем». Песня Морры станет для него наградой.

Благодушный духовно здоров, насколько это вообще возможно. Неблагодушный, немилосердный становится жестоким, и его однажды поражает болезнь, которую Честертон называл «несварением мозга», после чего наступает «затмение личности» (Эскрива).

Благодушию нельзя научить, но о нем следует рассказывать как детям, так и взрослым, отыскивая для иллюстраций не только яркие образы мировой литературы, но и примеры из нашей будничной жизни.

И, наконец, в «Заповедях Блаженства» о благодушии ничего не сказано. Однако это одно из свойств человеческой души, с которого начинается благодарение, благодарность к Богу и людям. Когда человек оказывается добрым, не в смысле прощения, а по-настоящему, не унаследовавшим эту черту характера, но завоевавшим ее своими взлетами после падений, пережитой болью и радостным общением с Небесами.


Автор: Татьяна ИВАНЧЕНКО
276

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери чествовали журналистов, операторов и фотокоров
В киноконцертном зале «Панорама» бизнес-центра «Тверь» прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню российской прессы. Его главными героями стали наши коллеги, сотрудники редакций региональных и районных газет, телерадиокомпаний и сетевых изданий.
20.01.201721:46
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию