22 Сентября 2017
$58.22
69.26
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 14.12.2012

В зеркале сцены и немного за ней

Фотограф: Андрей РЯБОЧКИН

В Осташкове прошел театральный фестиваль

Они – люди искусства, возвышенные души, бессребреники и чудаки. Один работает сторожем, а еще (умелец на все руки) мастерит декорации и реквизит спектаклей и на сцене играет главную роль – да так, что зал замирает в недоумении: не столичного ли гастролера заманили в свои ряды любители из Торопца?

Другой орудует в кочегарке, дает тепло людям – и не только в прямом смысле слова: он еще и режиссер, и автор песен, звучащих в поселке Озерный, и, конечно, лицедей по призванию. Третий задумчив и будто чем­то смущен, известен в губернских литературных кругах, как поэт, мастер сложной стихотворной формы, а еще – каждый день на маленькой старой осташковской сцене выстраивает целый мир, где в вечном споре сходятся Король и Шут, Насилие и Свобода… Четвертый два своих призвания – учительское и театральное – не делит, а умножает, работая заместителем директора тверской гимназии и уже второе десятилетие возглавляя замечательную студию, с которой школьные таланты, вырастая, не желают расставаться.

Школа, тренинг, освоение начал

Таких неординарных, разно­образно талантливых людей собрал Осташковский фестиваль любительского театрального искусства, прошедший на берегах Селигера. Открывали ежедневный фестивальный марафон из трех­четырех спектаклей детские любительские труппы. Эти представления напоминали школьный экзамен: жюри в первую очередь оценивало степень усвоения пройденного на занятиях под руководством режиссеров­педагогов. Потому что любительский театр – это прежде всего школа, тренинг, освоение начал профессии. И питомцы этой школы во всей наглядности являют зрителям не только наличие или отсутствие артистических талантов, но и степень усвоения уроков сценической речи и движения, умения петь и танцевать, а главное – понимать смысл своего существования на сцене в данной роли.

Со всем этим как нельзя более благополучно обстоят дела у старшеклассников Вышневолоцкой гимназии № 2, в которой уже много лет ведет театральные занятия актриса Вышневолоцкого театра Наталья Тютяева. На фестиваль вышневолочане привезли изящное представление по поэме Пушкина «Граф Нулин». Разложенный режиссером по ролям текст игривой стихотворной шутки прозвучал свежо и живо. Точно подобранные и умело использованные элементы театрализации добавили представлению особого пушкинского очарования. 

А вот спектакль, представленный театральной студией «Зазеркалье» детской школы искусств при Тверском колледже культуры имени Львова, оказался куда менее цельным. Говоря откровенно, элементы театрального действия просто рассыпались на глазах. Способные, интересные ребята, овладевшие первыми, самыми необходимыми навыками сценической игры, спасовали наедине со сложными образами текста. Спектакль «До свидания, Овраг!» трудно отнести к творческим удачам режиссера Алексея Смирнова. Юные исполнители оказались в плену однообразных, невыразительных, статичных мизансцен. И это в то время, когда текст пьесы­метафоры буквально взывал к активному движению – ведь она рассказывает о жизни «компании» бездомных собак. 
Зато более чем достаточно движения продемонстрировали юные (и не очень) исполнители театральной студии «Спутник» Осташковской гимназии №2, представившие пьесу Виктора Ольшанского «Серенький К».

Сказочная история, отталкивающаяся от всем известной песенки о жившем у бабушки сереньком козлике, в «реальной сказке» Ольшанского выворачивается наизнанку. Не волки нападают на козлика, а козлик, чувствующий неодолимую жажду власти, лидерства, сам является в логово и разрушает уклад волчьей жизни. В спектакле рядом работают и дети, и взрослые (в основном педагоги гимназии). Это обстоятельство, судя по всему, помогло режиссеру, руководителю коллектива Марии Тихомировой, добиться ровной, ансамблевой игры, что усиливает общее хорошее впечатление. Поучительная история про козлика, становящегося лютым волком от сознания полученной им власти, заслуженно названа лауреатом фестиваля, лучшей среди детских постановок.

Во взрослом «разряде»

В старшей возрастной категории на этот раз лидировали коллективы из Торопца и Твери. «Самоубийца» Николая Эрдмана в постановке народного театра «Сфера» (режиссер Ирина Полякова) – зрелая работа сложившегося, профессио­нально отлично подготовленного коллектива. Мы можем считать Эрдмана почти земляком. Его комедия, написанная в том же возрасте, в котором Гоголь создал гениального «Ревизора», и столь же остро бичевавшая общественные пороки, была на шесть десятилетий запрещена цензурой, а ее не в меру глубоко мыслящий остроумный автор оказался сначала в сибирской ссылке, а потом на скромных должностях в театрах Вышнего Волочка и Твери. 

Спектакль торопчан, пусть и следовавший в некоторых формальных моментах известной постановке столичного Театра сатиры, в целом произвел впечатление оригинальной и яркой работы. Сложнейшая роль Подсекальникова проведена актером­любителем Борисом Касюлиным с истинно сценическим темпераментом. Его финальный монолог­обращение маленького человека к государству с просьбой дать хотя бы иллюзию личной свободы прозвучал с той мерой жалкой патетики и с той глубиной затаенного протеста, которые не всегда встретишь и на профессиональной сцене. Стоит отметить ансамбль этого густонаселенного (18 актеров) спектакля – все исполнители прекрасно чувствуют гротесковую природу пьесы, все умеют быть смешными и достоверными в деталях. И все же отдельно хочется назвать Азу Антонову (теща Подсекальникова), Светлану Иванову (его жена), Александра Муштукова (Гранд­Скубик). 

«Премьер» и премьера

Третьим лауреатом фестиваля назван коллектив тверского народного театра­студии «Премьер»: он обратился к старой пьесе бразильского драматурга Гильермо Фигейреду «Эзоп» («Лиса и виноград»). Вскоре после перевернувшего жизнь советского общества ХХ съезда партии, когда актуальной стала тема освобождения из плена тотальной государственной идеологии и контроля за всем и вся, эта пьеса стала хитом и обошла буквально все сцены тогдашнего СССР. История бесправного раба, великого мудреца­баснописца, оценившего свободу даже выше собственной жизни, и сегодня не утратила актуальности. Потому что проблема прав личности, проблема признания ума и таланта в обществе никогда не получит адекватного, устраивающего всех решения. Спектакль режиссера, руководителя народного театра Андрея Корякова, исполнившего в «Эзопе» заглавную роль, стал, пожалуй, самым гармоничным, ярким по режиссерской трактовке явлением фестивальной программы.

А самым спорным событием фестиваля оказался спектакль режиссера Сергея Тихонова по пьесе Григория Горина «Легенда о Тиле Уленшпигеле». Огромная работа бесспорно талантливого коллектива Осташковского народного театра вызывает неподдельное уважение. Оригинальная музыка, написанная к спектаклю Андреем Мальковым, выразительная сценография Виктора Судакова, яркие актерские работы Василия Кудрявцева (Тиль), Сергея Смирнова (Ламме), Антона Крылова (рыбник Йост) позволяют считать осташковского «Тиля» замечательной заявкой на яркий, своеобразный, успешный спектакль. Но… пока только заявкой. Густо населенный персонажами, с калейдоскопом кинематографически сменяющихся сцен­эпизодов, «Тиль» Сергея Тихонова предстал перед зрителями явно не доведенным до того уровня слаженности всех элементов, которая требуется такому масштабному произведению. Рядом с актерски выверенными, точными работами соседствует неопытное любительство. Режиссерски выразительные мизансцены сменяются вялым существованием некоторых исполнителей, явно не получивших четкого пластического рисунка ролей. 

К счастью, мы ведем речь о премьере. А это значит, что работа над спектаклем будет продолжаться. И надеюсь, еще будут найдены недостающие пока элементы успешной театральной работы. Пьеса Горина – озорная и мудрая – дает достаточно материала для творческого взлета, которого хочется от души пожелать коллективу осташковских любителей. 

У осташковского фестиваля помимо талантливых спектаклей был еще и талантливый зритель. Большинство спектаклей проходило при переполненных залах, перед требовательной и благодарной публикой, что настраивало актеров на особенно ответственный лад. В связи с этим нужно отдать должное администрации муниципального образования «Осташков», ее отделу культуры, образцово организовавшим коллективные посещения ряда спектаклей школьниками. И, конечно, главная заслуга в том, что такие фестивали проходят, становятся большими событиями культурной жизни малых городов, в том, что театральное любительство живет и развивается, несмотря на определенные трудности с финансированием культурных проектов, прямая заслуга комитета по делам культуры региона и Тверского областного Дома народного творчества. 


Автор: Валерий СМИРНОВ, член жюри фестиваля
77

Возврат к списку

Тверская область ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Сегодня в столичном комплексе «Экспоцентр» завершается 23-я международная выставка «Отдых Leisure-2017». На три дня огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России.
20.09.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость