22 Февраля 2017
$57.86
61.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 13.12.2012

Без очереди и без волокиты

Фотограф: Ольга МОИСЕЕВА

Перевод системы оказания государственных и муниципальных услуг в электронный вид стал темой обсуждения на заседании региональной Общественной палаты

Не секрет, что ничего не отнимает столько времени, как хождение по разным инстанциям. Собрать справки, получить консультацию, узнать перечень необходимых бумаг, взять какой­либо документ, при этом пережив очереди и бюрократическую волокиту, невозможно без стресса. Облегчить жизнь граждан в этом смысле призвана государственная программа перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид. 

Предполагается, что в стране она должна активно действовать к 2020 году. Как и любые серьезные начинания, внедрение проекта движется постепенно. Насколько эффективно это проходит в нашем регионе и реально ли осуществление таких планов вообще, рассказали специалисты тех органов, в которые чаще всего приходится обращаться гражданам: Пенсионного фонда, налоговой службы, Росреестра.

вся жизнь – в карте

По словам начальника главного управления информационных технологий и связи Тверской области Алексея Важнова, развитие информатизации намечается по нескольким приоритетным направлениям. Это система обеспечения вызова экстренных служб через единый номер «112», система спутникового мониторинга «ГЛОНАСС», введение электронных карт учета больных в учреждениях здравоохранения, а также использование универсальной электронной карты. На этом государственном ноу­хау стоит остановиться подробнее. Предполагается, что электронная карта будет включать документ, удостоверяющий личность, полис ОМС, свидетельство обязательного пенсионного страхования, платежную банковскую карту. Информационное содержание универсальной электронной карты и порядок пользования ею определяются Федеральным законом РФ от 27 июля 2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Также, согласно закону, карта будет содержать электронную цифровую подпись владельца, что избавит его от необходимости личной явки для получения или оплаты услуг. 

Обладатель универсальной электронной карты сможет через Интернет запросить, получить и оплатить все предусмотренные на территории региона услуги, в том числе и юридически значимые. Это избавит его от необходимости отстаивать длинные очереди в различных учреждениях. Кроме того, такая система будет удобна для тех людей, которые живут в одних городах, а работают в других. 

В некоторых регионах реализация проекта уже началась. Тверская область пока только готовится к внедрению карт. 

В одном окне

Алексей Юрьевич напомнил, что закон о предоставлении госуслуг пре­дусматривает три способа их получения. Электронным способом, при непосредственном обращении в учреждения и через многофункциональные центры. Пока реально работают только два последних варианта. 
Особенно хорошо себя зарекомендовали МФЦ. Директор ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Любовь Коппас рассказала о том, что таких учреждений в области пока пять: в Нелидове, Жарковском, Вышнем Волочке, Сандове, Западной Двине. В МФЦ, работающих по принципу «одного окна», можно получить большой перечень услуг, не тратя времени на сбор справок и других сопутствующих документов. В центрах существуют «электронная очередь», окна консультирования, инфоматы, есть наглядная информация. Пока что всем этим пользуются 10 процентов населения. По словам Любови Коппас, в течение двух лет сеть МФЦ должна охватить и другие районы. Главным препятствием в осуществлении проекта является отсутствие подходящих помещений. К ним существуют определенные требования. Именно по этой причине такого учреждения еще нет в областном центре. Пока же восполнить недостаток стационарных учреждений помогут мобильные выездные бригады специалистов.

Кто дружит с интернетом

А вот о том, что касается взаимодействия с учреждениями через интернет­ресурсы, пока еще с оптимизмом говорить не приходится. Этот способ используют не более 20 процентов тверитян.
Активно происходит этот процесс в налоговой службе. Начальник отдела работы с налогоплательщиками управления ФНС Анна Самохина сообщила, что на интернет­ресурсах их службы 33 сервиса. На портале ФНС 34 тысячи пользователей. Любой человек, открыв свой «личный кабинет», имеет возможность проверить информацию о своих налогах. С 3 декабря появились новые услуги – онлайн­запись на прием, электронная очередь, сервис для начинающих бизнесменов и другие.

Неплохо развита система электронного документо­оборота в Пенсионном фонде. По словам управляющего отделением ПФР по Тверской области Евгения Шамакина, у них это практикуется еще с 2005 года. И 40 процентов клиентов учреждения этим активно пользуются. 
Специалистам приходится выдавать сотни тысяч справок. Получение многих из них связано с другими ведомствами. Электронная система позволяет ускорить все эти процессы межведомственного взаимодействия. 
Вообще, внедрение СМЭВа – это одна из главных задач, которая должна решаться путем перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид. 

Подробнее о том, как это происходит, в своей презентации рассказал заместитель руководителя управления Росреестра Федор Гришин. Электронная база хранит данные обо всех объектах недвижимости. Нетрудно себе представить, какое количество бумаг заменяет компьютер. Из четырех базовых услуг три Росреестр оказывает в электронном виде, общаясь как с частными лицами, так и с различными ведомствами, которые могут получить информацию, прислать или запросить необходимый документ. Росреестр активно взаимодействует с федеральными органами власти. Но работы в бумажном виде по­прежнему остается много. 

Избавимся от бумаг

Что нужно сделать, чтобы полностью перевести документооборот в электронный вид? 
Не ждать, когда это произойдет само собой, а двигать прогресс, считают руководители ведомств. Но одного желания мало. Есть множество причин, этому препятствующих. По словам Алексея Важнова, СМЭВ полноценно не будет работать в регионе до тех пор, пока эта система не начнет действовать на федеральном уровне. Уже в ближайшее время ожидается внесение необходимых изменений в законодательство, которые ускорят процедуру их введения.

Но есть и «региональные нюансы». Не во всех населенных пунктах есть даже сотовая связь и Интернет, не все муниципалитеты имеют достаточное техническое оснащение, а многие руководители смутно представляют себе, что такое электронный документооборот. 

Председатель Общественной палаты Лидия Туманова, отметившая, что признаки современной цивилизации – информационные технологии – должны служить на благо людей, предложила помощь в этом вопросе. На контроль общественников взят вопрос о помещениях для МФЦ 
(в частности, в Твери), они также могут поспособствовать в организации обучающих семинаров для руководителей учреждений и глав муниципальных образований. Чтобы было как можно меньше препятствий для получения услуг жителями Верхневолжья электронным, а значит, более быстрым и удобным способом. 


 

Автор: Юлия КРУТОВА
39

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

По программе «Доступная среда» в тверском регионе адаптируют 33 объекта
Тверская область должна быть комфортной как для здоровых граждан, так и для тех, у кого есть физические ограничения. Очень важно адаптировать учреждения региона в максимально короткие сроки, привести их к российским и международным стандартам качества. 
21.02.201722:54
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию