22 Января 2017
$59.67
63.73
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 09.12.2012

Снег: проверка на прочность

Фотограф: Ольга Моисеева

Вывод один – победить непогоду можно лишь оперативными совместными действиями

Многие из нас испытали на себе последствия обильного снегопада. Разовые осадки, умноженные на месячную норму, принесли немало проблем. И уж точно у всех появилась возможность проявить себя в нестандартных условиях. 

Каждый сделал это в меру своих возможностей и желания. Кто-­то взял лопату в руки или подвез бесплатно идущих трудной дорогой пешеходов, или отправился на заблокированную трассу раздавать пищу. Кто-­то взвинтил цены на товары и услуги первой необходимости или с удовольствием лепил увесистые информационные снежки раздражения и негатива и швырял ими в разные стороны. Кто­-то создавал пульт управления чрезвычайной ситуацией и связывал в единую сеть усилия разных структур, муниципалитетов, добровольцев. И, наверное, никто не будет отрицать, что лишь согласованные действия помогли стабилизировать ситуацию.

Межведомственный оперативный штаб был развернут в Главном управлении МЧС России по Тверской области, возглавил его первый заместитель председателя Правительства региона, председатель КЧС и ОПБ области Сергей Дудукин. В штаб вошли представители областного УГИБДД, ГУ Упрдор «Россия», региональных министерств транспорта, экономического развития, ГУ региональной безопасности, Центра медицины катастроф.

Владимир Гуцалюк, заместитель руководителя ГУ региональной безопасности Тверской области, как и многие другие, с прошлой пятницы был в состоянии повышенной боевой готовности. Сегодня он собеседник «ТЖ».

– Владимир Витальевич, насколько люди были предупреждены о надвигающейся непогоде? 

– Штормовое предупреждение было объявлено заблаго­временно и по телевидению, и по всем каналам FM радио, и в газетах. Позднее стали практиковаться sms­рассылки. И жители, и уж тем более работники коммунальных служб имели возможность подготовиться к аномальному снегопаду.
Другое дело, что к предупреждениям многие отнеслись беспечно. Если ты, как руководитель предприятия, знаешь, что людям, возможно, придется работать круглосуточно, нужно было заранее продумать смены, предупредить работников.

– В последние дни снегопад в Тверской области и его последствия, к сожалению, вышли в лидеры новостных лент СМИ.
 
– Информация действительно должна идти. Весь вопрос – какая? Кому­-то хочется видеть только негатив. Трудностей было очень много. Но и сделано тоже немало, а об этом почему-­то говорится гораздо реже. Взять даже предыдущий опыт: вы помните, что наша область не раз оказывалась в эпицентре природных катаклизмов. И бывало, что населенные пункты оставались без электроэнергии, тепла. Сейчас такого, согласитесь, не было. Значит, мы лучше подготовлены. А локальные неисправности тут же устранялись. Куда необходимо – высылались генераторы, например, в район Савватьева, Каблукова, и котельные быстро подключались.
 
– Слабым местом оказались дороги. Выяснены ли причины этого? 

– Конечно, погодные условия были более чем неблагоприятные. Все, что должно было выпасть постепенно в течение месяца, обрушилось в одночасье. Сделать большой зонт над Тверской областью и загородить ее – невозможно. Но погода не снимает ответственности с людей. С самого начала подвела разрозненность действий структур, которые должны были бы работать сообща. Так, отсутствие взаимодействия между Упрдор «Россия» и ГИБДД в первые сутки осложнило ситуацию. Каждый хотел справиться своими силами со складывающейся обстановкой, и отмечались лишь локальные случаи устранения пробок, а не стратегическое решение по ликвидации многокилометрового затора. Но ведь не зря же был создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях – усилия необходимо объединять. 

– Произошло ли это в нашем регионе?

– Конечно, и то, что сейчас ситуация стабилизирована, движение по федеральным трассам М-­9, М­-10 восстановлено, свидетельствует об этом. Во многом это заслуга организованного оперативного штаба. Люди работали в нем круглосуточно. Нужно было пригласить туда и журналистов, чтобы они прочувствовали атмосферу. На экране постоянно – трасса и руководитель МЧС региона Арсен Григорян, находящийся непосредственно на ней, оперативные дежурные в муниципалитетах, московский штаб Министерства МЧС. Сергей Дудукин постоянно принимает новую информацию, обращения за помощью, тут же министр по делам территориальных образований области Евгений Ткачев связывается по телефону с волонтерами или
муниципалитетами. «Женщина с ребенком в «вольво» просит о помощи на таком­-то километре». – «Принято. Кто ближайший? Волонтер из «Лебедушки» – звонок, поехал. Новый сигнал: пассажирский автобус – ищем на карте – Вышневолоцкий район – звонок – готовят гостиницу. И так постоянно. И обратите внимание: федеральные нитки М-­9, М­-10 – это зона ответственности федералов. Но люди попали в тупик на нашей земле – и наши власти не смотрели, чья здесь зона ответственности.
Нужно было организовывать помощь – и это делали. И прежде всего, как испокон веку, из пробок освобождали женщин и детей, автобусы и легковые автомобили. 

– Как проявили себя муниципалитеты?

– Сотрудники администраций не задавали лишних вопросов «Почему?» да «Как?», а тут же действовали. Очень хотелось бы поблагодарить тех руководителей, которые постоянно были на связи и контролировали ситуацию на своей территории. Это заместитель главы администрации Калининского района Александр Илюшкин, глава Торжокского района Зинаида Кирмасова, глава Торжка Анатолий Рубайло, глава администрации Спировского района Ольга Панащук, глава Вышневолоцкого района Наталья Рощина, мэр Вышнего Волочка Алексей Пантюшкин, глава Бологовского района Александр Козлов и глава администрации Бологовского района Вадим Попков. Они организовывали прием людей в гостиницах, подвоз бесплатного питания на трассу. Было роздано более 40 тонн продуктов, бутилированная вода. По поручению губернатора на предприятия, оказавшие помощь, разосланы гарантийные письма об оплате. Некоторые предприниматели предоставляли продукты бесплатно.

– Но были и факты, когда на чужой беде хотели нажиться.

– Как только доходили слухи о том, что где­-то взвинтили цены, например: сигареты по 150 рублей, батон по 100 рублей – моментально принимались меры, и такие действия пресекались.

– Кого еще, на ваш взгляд, можно поблагодарить за помощь людям, оказавшимся в сложной ситуации?

– Я бы отметил добровольцев из «Лебедушки», которые на своих джипах объезжали трассу, добывали оперативную информацию, доставляли необходимые продукты. Также очень хорошо проявили себя лесники – на снегоходах, болотоходах возили воду, бензин, дизтопливо.

– Одной из основных причин того, что трасса М-­10 встала, называют использование водителями большегрузов летней и изношенной резины. Что вы думаете по этому поводу?

– Может, в чем­-то лысая резина и виновата. Но не нужно преувеличивать ее значение. Я общался с руководителем межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерием Войтко. Он рассказал, что переобуть фуру в зимнюю резину стоит полтора миллиона. Далеко не каждый хозяин машин пойдет на такие траты, а объехать такую пробку вне зависимости от резины невозможно. Играет роль и то, что владельцы транспорта загружают его под завязку, не учитывая, что зимой тягачу труднее справляться. 

Как одну из существенных причин пробок я бы выделил все-­таки культуру поведения на дорогах. Да, понятно, люди оказались в сложной ситуации, нервы, эмоции. Но что мы видели? На федеральной трассе открыли дорогу для прохождения очистной техники, водителям сказали: подождите. И тут же со всех сторон пошли фуры шеренгами, а в районе Выдропужска, где нет разделительного барьера, встретились с каждой стороны по четыре. И встали. И проклинают все подряд. Растащить их невозможно – кюветы по бокам. А снег идет. И в Твери видели, как фуры блокировали улицы, пытаясь прорваться через город. Кто­то говорит про порядок за границей. Но он начинается с каждого из нас. Если там крайняя правая полоса дороги – для технической службы, а крайняя левая – для спецслужб: «скорой помощи», пожарных, спасателей, так по ним только они и едут.

– А как региональные дороги выдержали испытание снегопадом?

– Ни одна региональная трасса не встала.

Пришло время подводить итоги борьбы с непогодой и извлекать уроки. Это должны сделать все: и коммунальные, и дорожные службы, чтобы принимать меры не после, а до событий, о которых, заметьте, вовремя предупреждены. И власти на разных уровнях. Так, в Твери прошло заседание ТГД, о котором писала «ТЖ», и депутаты сделали соответствующие выводы о действиях администрации города. И жители.

 

Автор: Елена АРТЕМЬЕВА
51

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери чествовали журналистов, операторов и фотокоров
В киноконцертном зале «Панорама» бизнес-центра «Тверь» прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню российской прессы. Его главными героями стали наши коллеги, сотрудники редакций региональных и районных газет, телерадиокомпаний и сетевых изданий.
20.01.201721:46
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию