20 Октября 2017
$57.57
67.93
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 07.12.2012

Кладовая радости и творчества

Фотограф: Ольга Моисеева

В областном центре собрались гончары со всей России

Экспозиция, открывшаяся на прошлой неделе в музейно­-выставочном центре имени Лизы Чайкиной Тверского Дома народного творчества, называется «Гончары России. Глиняная игрушка. Детская художественная керамика». Более тысячи работ, более трехсот пятидесяти авторов из двадцати одного региона – не заблудиться в экспозиции пытался корреспондент «ТЖ».

Всероссийская выставка­-смотр проходит в Твери в седьмой раз. Такой масштабный проект областная столица принимает один раз в три года при поддержке Министерства культуры России, Российского государственного Дома народного творчества, комитета по делам культуры региона и областного Дома народного творчества. Побывавшая на вернисаже заместитель председателя Правительства Тверской области Светлана Вержбицкая делится впечатлениями:

– Такому обычному на первый взгляд материалу, как глина, мастера придают необычные качества, что, конечно, прежде всего привлекает внимание. Выставка показывает, как разнообразны формы сохранения традиций, которые столетиями существуют в нашей стране. Основная цель проекта как раз в том и состоит, чтобы передать эту традицию. Очень приятно, что в залах мы можем найти произведения, созданные на тверской земле – в Удомле, Твери, Лихославле, Конакове. Впервые участвуют в выставке мастера из Оленинского района.

Заведующая отделом изобразительного и декоративного творчества Российского государственного Дома народного творчества Юлия Иванова подчеркивает, что за три прошедших года появилось очень много интересных работ и талантливых авторов. «Это не только выставка, – говорит она, – это смотр того, что создано за три года, и уже сейчас можно сказать, что мастера продолжают работать, растут созданные ими школы».

Открывают выставку три работы Анатолия Камардина – две фигуры «Ярилы» и фигура «Велес». Долгие годы замечательный тверской керамист, безвременно ушедший от нас в этом году, возглавлял жюри конкурса, который традиционно проходит в рамках выставки­смотра. И конечно, осматривать экспозицию лучше начинать именно с работ Анатолия Камардина и уже от них идти по залам, стараясь ничего не пропустить. Сделать это немудрено – глиняные игрушки, сложные керамические композиции, выполненные в самых разных техниках, стоят так плотно, что для того, чтобы рассмотреть каждую вещь, понадобится немало времени. Свистульки, сувениры, посуда, керамические панно... Каждый регион старается удивить чем-­то особым – мастера из Республики Коми, например, привезли в Тверь свистульки, сделанные с добавлением кварцевого песка, который придает таким их работам, как «Козел», «Вороненок», «Верхом на ящере», особую фактурность, до того привлекательную, что хочется подержать эти игрушки в руках. Жаль, нельзя. Впрочем, как звучат свистульки, на вернисаже все же можно было услышать: тверской образцовый ансамбль «Ладушки», сыграв на них известную мелодию, показал, насколько красиво может петь глина.

Вещи, сделанные из глины, были не только забавой. Свистульки – важная часть большой культуры, большой традиции. Современные мастера, развивая ее, используют глину для изготовления, например, подсвечников – их, самых разных, с рыбами, совой, львами, привезли в Тверь керамисты из Скопина Рязанской области. Мастера «Лихославльских художественных промыслов» показывают на выставке вазу «Вдохновение», рядом с которой стоит традиционная чернолощеная кринка. На вернисаже, кстати, можно было посмотреть, как из куска красной гончарной глины возникает этот предмет кухонной утвари. Показывал процесс превращения Лев Андреев, представляющий Тверскую ремесленную палату, сидя за гончарным кругом:

– Первым делом глина кладется на круг, при этом необходимо, чтобы он крутился ровно, – комментирует мастер свои действия. – Теперь катается колобок, центруется, в колобке делается дырочка, раздвигаются стеночки, и глину поднимают ровным цилиндром вверх. Так появляется форма, и мы можем придавать ей любой вид, какой захотим. Можно развести немного в стороны, добавить объема.

Демонстрация пользовалась огромным успехом не только у детей, пришедших на вернисаж, но и у взрослых, многие из них впервые видели гончара за работой, и он делал посуду, еда в которой получается и вкуснее, и полезнее.

– Мы даже представить себе не можем, что раз в три года не приедем в Тверь, – включается в разговор куратор художественно-­творческой экспериментальной мастерской из Великого Новгорода Екатерина Китаева. – В этих стенах происходит удивительный процесс – здесь мы соприкасаемся с одной из самых загадочных областей нашего культурного наследия, мы соприкасаемся с игрушкой, которая сегодня является центром внимания и искусствоведов, и мастеров, работающих с глиной. Оказывается, игрушка и сегодня, в XXI веке, актуальна, и, главное, она может давать новые образы. Выставка – это дверь в удивительную кладовую радости, творчества и мастерства.

Екатерина Китаева и ее коллега Святослав Тарасов представляют на выставке целую коллекцию игрушек. Каждая из них придумывается и создается в ходе эксперимента, основанного на данных этнографической науки. Так, на Русском Севере и новгородской земле на Масленой неделе существовала традиция катать ребятишек и ряженых на лодках – особом предмете, который ведет нас и в тот мир, и в этот. И вместе с тем лодка, поставленная на полозья саней, является знаком праздника Масленицы. Такая почти скульптурная группа – с лодкой и веселыми пассажирами – была выполнена в новгородской мастерской, и теперь ею можно полюбоваться в музейно­выставочном центре. Другие игрушки новгородцев можно надеть на пальчики и играть – получится кукольный театр, персонажи которого не сшиты, а слеплены из глины. 

В рамках выставки-­смотра в январе пройдут мастер­-классы и научно­-практическая конференция, посвященная современной керамике. 

– В январе мы расскажем жителям Твери, что Новгород есть родина коркодела, – с улыбкой рассказывает Екатерина Китаева. – В самом деле! Ученые обнаружили у нас интереснейшие археологические глиняные игрушки – шары с дырочками. Глиняная игрушка пришла к нам из далекого прошлого, и Великий Новгород дает возможность увидеть самые ранние образцы глиняных изделий, которые мы сегодня рассматриваем как игрушку, с XI века. В этом году в Новгородском музее состоялась выставка, где были представлены работы нашей творческой экспериментальной мастерской, а также археологическая игрушка. Когда мы отбирали этот материал, мы были поражены. Наверное, на уровне генов это передается: мы, совершенно не зная, делали маленькие глиняные игрушки в виде шариков с дырочками, и мы поразились совпадению, познакомившись с археологическими находками. Второе открытие и смешное, и неожиданное одно­

временно. В новгородских и псковских летописях, других источниках разных регионов России упоминается образ, связанный с ящером, коркоделом. Так, в новгородской летописи говорится, что у нас был такой коркодел, которого боялись, подкармливали, а иностранцы даже его видели. И вот археологи обнаружили маленькую фигурку того самого летописного существа. Эта фигурка глиняная, с четырьмя ножками, с маленькой вытянутой головкой. А мы их делали по наитию. 


Автор: Евгений Петренко
56

Возврат к списку

Тверские участники отличились на ВФМС-2017
Более 25 тыс. участников из 185 государств, 5 тыс. волонтеров, 200 общественных послов… На неделю Сочи превратился в центр мирового молодежного движения.
19.10.201721:08
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость