29 Марта 2017
$56.94
61.81
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Гроза двенадцатого года06.12.2012

Шумел, горел пожар московский

Фотограф: Архив "ТЖ"

Как одно стихотворение стало песней

В 1850 году в типографии «Ведомостей Московской городской полиции» вышел в свет альманах «Поэтические эскизы», в котором были напечатаны в основном стихи малоизвестных поэтов. Сборник вызвал критический отзыв Ивана Тургенева, разгромившего помещенные в нем стихотворения. Другой, менее именитый рецензент писал в «Отечественных записках», что настало «такое время, когда на стихи сильно упала мода», и объяснял появление альманаха «не столько охотою некоторых читателей восхищаться… звучными рифмами, сколько метроманией самих авторов». Впрочем, из всех стихотворений, напечатанных в альманахе, нас интересует одно – «Он».




Кипел, горел пожар 
московский,
Дым расстилался по реке,
На высоте стены кремлевской
Стоял Он в сером сюртуке.

Он видел огненное море;
Впервые полный мрачных дум,
Он в первый раз 
постигнул горе,
И содрогнулся гордый ум!

Ему мечтался остров дикий,
Он видел гибель впереди,
И призадумался великий,
Скрестивши руки на груди, 

И погрузился Он в мечтанья,
Свой взор на пламя устремил,
И тихим голосом страданья
Он сам себе проговорил:

«Судьба играет человеком;
Она, лукавая, всегда
То вознесет тебя над веком,
То бросит в пропасти стыда.

И я, водивший за собою
Европу целую в цепях,
Теперь поникнул головою
На этих горестных стенах!

И вы, мной созванные гости,
И вы погибли средь снегов –
В полях истлеют ваши кости
Без погребенья и гробов!

Зачем я шел к тебе, Россия,
В твои глубокие снега?
Здесь о ступени роковые
Споткнулась дерзкая нога!

Твоя обширная столица –
Последний шаг мечты моей,
Она – надежд моих гробница,
Погибшей славы – мавзолей».

Поэтический эскиз

Автор этого стихотворения – Николай Семенович Соколов, не очень известный поэт и драматург 1830–1840-­х годов, автор многочисленных водевилей и комедий, куплеты из которых были в свое время весьма популярны и даже отдельно печатались в песенниках. Стихотворение датировано 1850 годом – по времени первой публикации в сборнике «Поэтические эскизы». Возможно, стихотворение так и осталось бы незамеченным, но с начала XX века оно вошло в песенники, а еще раньше, с 1880­-х годов, этот сюжет проник в лубок в качестве народной песни, которая служила своеобразной подписью под изображением Наполеона на фоне горящей Москвы. Ведь «Он» – это, конечно, Наполеон Бонапарт.

Историю стихотворения, а следовательно, и песни обычно связывают со словами Николая I о том, что если Наполеон III осмелится напасть на Россию, то с ним будет то же самое, что и с его предшественником – Наполеоном Бонапартом, а их связь с войной 1812 года особенно подчеркивалась в вариантах песен, которые пели казаки. Хорошо известны песенные версии, в которых упоминаются герои Отечественной войны – атаман Платов и командир лейб­-казачьего полка Орлов-­Денисов. Войдя в народное сознание, стихотворение естественным образом потеряло свое оригинальное название, и песенный его вариант бытовал под несколькими названиями – «Пожар московский, или 1812 год», «Наполеон в Москве» – и некоторыми другими. Их пели самые популярные певцы и певицы того времени – Юрий Морфесси, Мария Лидарская, песня входила в репертуар русских народных хоров под управлением Головина и Баторина, оркестра Кузьмина. Она была нанесена на металлические пластинки для механических органов, стоявших в трактирах, – таким образом, ее слышали буквально все. Что в свою очередь повлекло за собой появление всевозможных переделок, среди которых такие колоритные, как «Шумел, горел пожар в деревне», ее пел знаменитый тенор Садовников, и «Шумел, ревел купец московский…» в исполнении известных народных «дуэтистов» Орлова и Жукова. Потом появились граммофонные пластинки с записью «Пожара московского». Выпуск первой из них состоялся в 1902 году.

В сборниках и песенниках, издаваемых сейчас, автором музыки называется народ, то есть композитор вроде бы неизвестен, хотя, например, на пластинке певицы Надежды Плевицкой автором мелодии назван ее постоянный аккомпаниатор Александр Зарема. Впрочем, сейчас разве что музыковеды могут точно сказать, так ли это на самом деле.

Через годы, через расстоянья

Нетрудно заметить, что песня «Пожар московский» начинает  активно публиковаться в популярных сборниках в годы, предшествующие столетию Отечественной войны 1812 года, которое вылилось в общегосударственное торжество. Более того, ее широкое распространение, а также актуализация в связи с юбилейными мероприятиями литературного источника текста породили возникновение других произведений, напрямую связанных со стихотворением Соколова. В частности, в 1912 году композитор Шмелев пишет юбилейный марш по случаю 100-­летия Отечественной войны 1812 года «Наполеон в Москве». В его основу легла мелодия песни «Пожар московский». На титульном листе издания марша кроме портрета Наполеона в сером сюртуке имеется весьма любопытная надпись, извещающая, что он «исполняется с громадным успехом военными оркестрами».

К 1912 году относится еще одно произведение, связанное со стихотворением Соколова. Открываем роскошно изданную к столетию Отечественной войны книгу Ивана Холодковского, Николая Годлевского «Нумизматические памятники Отечественной войны. Описание медалей и жетонов 1812–1912 гг.». В разделе, где рассказывается о жетонах, выпущенных к юбилею частными предпринимателями «в надежде, что известный подъем патриотических чувств вызовет и большой спрос на подобные жетоны», помещена информация о следующем произведении: «…односторонний, круглый с четырьмя выступами, один из которых обращен в ушко, для чего в нем пробито отверстие. Наполеон изображен смотрящим влево, «скрестивши могучие руки». Вдали видна пылающая Москва с облаками дыма над ней». И далее: «Сверху дуговая надпись: СУДЬБА ИГРАЕТ ЧЕЛОВЕКОМ. Таким изречением автор жетона хотел, вероятно, указать, что вступление в Москву было для Наполеона роковым — неизменное счастье отвернулось от него с этого времени. Диаметр — 24 мм».

В этом описании без труда можно отыскать неточную цитату из стихотворения «Он»: «скрестивши могучие руки» – у Соколова сказано: «скрестивши руки на груди», а на самом жетоне дана уже прямая цитата из стихотворения. 

Был и другой жетон. На его аверсе в овале дано грудное изображение императора Александра I, повернутое в 3/4 вправо, а на реверсе – изображение Наполеона, отчеканенное штемпелем жетона, описанного выше. Вероятно, к этому же времени относится и открытка с нотами песни и изображением Наполеона, стоящего на фоне московского пожара.

Проблема авторства

Здесь надо сказать о том, что достаточных оснований для атрибуции текста стихотворения «Он» именно Соколову пока нет. Как известно, в «Поэтических эскизах» произведение обнаружил в 1928 году Иван Никанорович Розанов, который и предположил, что водевилист был его автором, хотя к 1850 году Соколов практически ничего уже не печатал. Категория автора, важная для литературы, в фольклоре не актуальна. Например, жестокий романс «В одном красивом месте…» является фольклорной версией баллады М.Ю. Лермонтова «Тростник» (1832), но для самих носителей этого романса такое знание ничего не дает. Указание на литературный источник народу, как носителю массовой культуры, не нужно. Важнее, что стихотворение «Он» вошло в народную традицию, и в устном бытовании, как это часто бывает, оно оказалось значительным образом переработано. В 1997 году во время фольклорной экспедиции в деревне Нерльская Калязинского района от Клавдии Игнатьевны Сорокиной, родившейся в 1912 году, нами был записан жестокий романс «Шумел, горел пожар московский»:

Шумел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке.
А на стенах вдали кремлевских
Стоял он в сером сюртуке.

Он притаил свое мечтание,
Скрестивши руки на груди,
Он видел огненное море,
Он видел гибель впереди.

На что ж я шел к тебе, Россия,
Европу всю держал в руках?
Теперь с поникшей головою
Стою на крепостных стенах.

Он притаил свое дыханье,
Он взоры в землю опустил.
И тихим голосом в сознанье
Он сам с собою говорил.

Судьба играет с человеком,
Она изменчива всегда:
То вознесет его высоко,
То бросит в бездну без следа.

Как видим, в устном бытовании по сравнению с оригинальным произведением уменьшилось общее количество куплетов (с девяти до пяти), а некоторые куплеты переставлены местами. Так, строчки о том, что «судьба играет с человеком», завершают песню, становясь выводом, что достаточно типично для жестокого романса. Более того, строчки «На что я шел к тебе, Россия…» и следующие должны, конечно, стоять после слов: «Он сам с собою говорил». Однако сама исполнительница это несоответствие не ощущала и вообще ни слова не сказала о том, что речь в песне идет о Наполеоне. Для нее это была песня о неотвратимости судьбы. И, говоря о том, что эта «песня старинная, таких уже не поют», она, конечно, и представляла, что у «Пожара московского» есть автор. И вообще это очень известная песня.

Однако история песни на этом не заканчивается. Она была настолько широко распространена, что именно ее вспомнил поэт Александр Безыменский, сочиняя эпиграмму на Маяковского: «Шумел, ревел пожар московский…» // Все думали, что Маяковский». А в знаменитом романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок» Остап Бендер говорит Шуре Балаганову: «Судьба играет человеком, а человек играет на трубе». Эта фраза, что интересно, уже в наше время была переделана и стала достоянием городского фольклора: «Судьба играет человеком, Газпром играет на трубе». Кто бы мог подумать, что одно, довольно проходное в общем-­то стихотворение «обрастет» такой жизнью… 

Автор: Евгений Петренко
796

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию