27 Мая 2017
$56.76
63.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура04.12.2012

Замкнутый круг

Фотограф: Ильдар Аюпов

Жизнь Рудольфа Нуреева. Версия Романа Виктюка

 «Ты войдешь в нездешний сад, // В том саду найдешь цветок. // Коль сорвешь ты тот цветок, Будет путь домой далек… // Я вошел, сорвал цветок, // Буду вечно одинок» – этим стихотворением завершается спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев». Артисты Театра Романа Виктюка в минувшую субботу сыграли его в Твери, на сцене ДК «Металлист». Несмотря на погодные катаклизмы и проблемы с транспортом, зал был полон.

Роман Виктюк поставил этот спектакль по пьесе башкирского драматурга Азата Абдуллина, известного по драме «Тринадцатый председатель». Важное уточнение к названию пьесы говорит о том, что посвящена она знаменитому артисту балета Рудольфу Нурееву. Однако это не вполне байопик – подробности жизни знаменитого танцовщика режиссера не очень интересуют, именно поэтому факты из его биографии даны пунктиром. Символом этой жизни становится замкнутый в кольцо балетный станок, у которого, вокруг и внутри которого происходит действие. Из других сценографических решений в спектакле присутствует только огромный портрет Нуреева в роскошных нарядах, какие он очень любил, с серьезным лицом. На уровне правого плеча артиста цифра «1938» – год его рождения, второй крайней даты – 1993 года – на портрете нет. Что тоже важно, поскольку искусство вечно, а искусство Нуреева, жившего только ради него и бывшего его ярчайшим воплощением, тем более. Вторую половину сцены занимает белый экран – на нем по ходу действия будет появляться сам Нуреев, много снимавшийся и в кино, и для телевидения, будут транслироваться фрагменты из его спектаклей. И вообще он зримо присутствует в постановке, добавляя ей особые смыслы, а отрывки из его спектаклей восполняют отсутствие в «Нездешнем саде» развернутых танцевальных номеров. В нем нет также никаких указаний на бытовую сторону жизни Нуреева, но есть гораздо большее – многочисленные указания на богатую жизнь духа, на рефлексию героя пьесы по поводу своего предназначения и с этим связанные муки.

«Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда», – писал Рудольф Нуреев в автобиографии. Вероятнее всего, такая особенность вместе с решительностью и бунтарским духом позволяла ему быть на высоте даже в самые тяжелые моменты жизни. Шестнадцатилетний Нуреев поступает в Вагановское училище, над ним смеются, говорят, что балетом ему заниматься уже поздно. Но он все равно встает к станку, изматывая себя репетициями. Потому что он знает: жизнь – это бесконечный труд, который служит твоему успеху, а вкус успеха дороже всего на свете. Спектакль начинается со слов Нуреева, звучащих в записи: «Надо жениться на себе и жить с собой. А если у вас развод с самим собой, никакие семьи вас не спасут...», которые придают всему спектаклю афористичности и какой-то нездешней образности. На экране царит Нуреев, а на сцене – Дмитрий Бозин, играющий Нуреева, сокрушенного разлукой с матерью, которая всегда думала, что сын все время будет рядом с нею, сокрушенного конфликтом с обществом, доказывающего окружающим, а также и себе самому, что он имеет право жить так, как считает должным.

Герой Бозина крутит на сцене балетный станок, разгоняет его до немыслимой скорости – и оказывается невозвращенцем: с гастролей Кировского театра в Париже артист не вернулся. Вообще этот круг – полисемантичная метафора, разгадывать которую можно как угодно, и все версии окажутся правильными. Вот Бозин-Нуреев без всякой поддержки идет по натертым до блеска брусьям хореографического станка, а вот он уже пролезает между его стойками, а через несколько сцен вновь взлетает вверх и, балансируя, проходит по поручням. Что это? Метания художника? Повороты судьбы? И то, и другое, и третье. Роман Виктюк выстраивает мизан­сцены с точностью ювелира, каждый жест, каждый поворот головы исполнителей нацелен на главное – показать внутренний мир художника, отверженного Родиной, но признанного западным миром, живущего в разлуке с семьей, что приносит ему нестерпимые страдания. Один из самых впечатляющих образов этого спектакля – герой Дмитрия Бозина лежит на руках матери, с которой он все-таки увиделся, приехав в Башкирию. Большой артист, выросший из младенца, появившегося на свет в поезде, по большому счету этим младенцем всегда и оставался, с детским упорством борясь за жизнь и с остервенением противостоя смерти. В одной из сцен спектакля Нуреев держит в руках череп, но он в этот момент не Гамлет, а Йорик – он подносит череп к своему лицу, а затем отчаянно отбрасывает его от себя, словно бы не в силах поверить, что это и есть он.

Автор: Сергей БОЙЦОВ
30

Возврат к списку

В Тверском регионе развиваются телемедицина и мобильное здравоохранение
В 2016 году Правительство Тверской области профинансировало социальную сферу на 100%. На эти цели было направлено более 65% расходов регионального бюджета. 
27.05.201701:14
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию