22 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 04.12.2012

Услышать жизнь и улыбнуться

Фотограф: Ирина Смазнова

В детском саду №144 города Твери проходят коррекционные занятия для детей с нарушениями слуха

 Наблюдая за слабослышащими и глухими ребятишками, часто замечаешь, насколько они серьезные, не по-детски взрослые. И действительно, чтобы научиться улыбаться, шутить, необходимо слышать и хорошо понимать речь во всем ее многообразии. 

Малыши в детском дошкольном учреждении №144 «Сказка» в самом начале этого пути. Но стоит только побывать на одном из занятий в детском саду, как сразу чувствуешь: с такими учителями-дефектологами, как Оксана Воронова и Ольга Кузина, душой болеющими за свою работу, у этих ребят все получится. И все потому, что заботливые взрослые делают доступной для них среду жизни – учебу, творчество, общение.
«У-у-у, а-а-а», – нараспев тянут трое мальчиков и две девочки вместе с педагогом Оксаной Александровной. Дефектолог помогает им овладеть звуками с помощью дактильной азбуки. Эта методика позволяет любое слово представить сочетанием жестов, каждый из которых обозначает соответствующую букву. 

– Дактильная азбука – лишь вспомогательная методика по обучению речи и письму детей-инвалидов по слуху, – поясняет Оксана Воронова. – Мы не учим детей языку жестов. Наша главная цель в том, чтобы ребенок заговорил, научился понимать других. Поэтому обучение чтению и письму в наших специализированных группах начинаются раньше, чем в общеобразовательных группах. К шести-семи годам, в зависимости от времени обучения, характера патологии, ребята уже читают, пишут. Чем раньше начать коррекционные занятия, тем больше шанс у ребенка реабилитироваться и интегрироваться в общество здоровых детей, то есть пойти в общеобразовательную школу и обучаться наравне со всеми.

Заведующая детским садом Софья Лукоянова рассказывает, что дошкольному учреждению «Сказка», в котором она работает со дня основания, 25 лет. И уже четверть века назад сюда принимали ребятишек с нарушениями слуха. Сегодня в саду чуть более 100 детей, 22 – инвалиды по слуху. Для них работают две коррекционные разновозрастные группы. Дети направляются сюда на основании решения медико-психолого-педагогической комиссии. Ребята с ограниченными возможностями здоровья имеют первоочередное право устройства в это дошкольное учреждение. В детском саду их бесплатно обеспечивают четырехразовым питанием, а дети, которые пребывают в учреждении с понедельника по пятницу (некоторых родители привозят из районов области), питаются пять раз в день. Принимают малышей с полутора до семи лет, а дети, имеющие сложную структуру нарушения слуха, могут посещать сад до восьми лет. Софья Яковлевна замечает, что ребят с нарушениями слуха полностью не изолируют от здоровых: на праздники коррекционные и общеобразовательные группы объединяют, ребятишки вместе танцуют, поют, участвуют в конкурсах.

С 2010 года в 144-м детсаду была открыта группа кратковременного пребывания для детей с кохлеарными имплантатами, вживляемыми методом высокотехнологичной операции в том случае, когда даже современные слуховые аппараты помочь не могут. Оксана Александровна замечает, что методы обучения детей после подобных операций несколько отличаются от тех, которые используются на занятиях для ребят, носящих слуховые аппараты. Дети с кохлеарными имплантатами гораздо лучше слышат, но звуки, открывшиеся им внезапно, могут напугать их. Задача педагогов – научить малышей правильно воспринимать и распознавать звуки живой и неживой природы, голос человека и т.д. Это очень трудоемкий процесс, на который, как правило, уходят годы.

Педагоги подчеркивают, что чем раньше начать реабилитацию, тем быстрее ребенок адаптируется к жизни в здоровом обществе. Мамы и папы должны быть внимательны к своим малышам. Если ребенок не реагирует на голос, звук погремушки – быстрее к врачу (в детской областной больнице принимают сурдологи): чем раньше будет поставлен правильный диагноз, тем быстрее можно начать лечение. А то бывают и такие случаи, когда ребенку исполняется 3 – 4 года, а родители только замечают, что у него проблемы со слухом. 

– Знаю, что сегодня малышам до года, если нет противопоказаний, уже практикуют высокотехнологичные операции по вживлению кохлеарного имплантата, – говорит Оксана Воронова. – У таких малышей без сопутствующих нарушений есть большой шанс наравне со здоровыми сверстниками освоить речь, письмо и даже обучаться в обычной обще­образовательной школе. То же касается и использования слуховых аппаратов – чем раньше начать, тем быстрее длится коррекционный процесс обучения. 

Дефектологи отмечают, что, к сожалению, малышей с патологиями органов слуха не становится меньше. По опыту работы они знают, что ослаблению слуха или полной глухоте детей сопутствуют определенные заболевания, перенесенные матерями во время беременности: краснуха, осложнения гриппа.  

– Если болезнь у малыша уже диагностировали, не стоит отчаиваться, надо действовать. У нас в арсенале достаточно методик для реабилитации детей, – говорит Софья Лукоянова. – Для каждого ребенка в зависимости от характера заболевания разрабатывается индивидуальная программа обучения. Главное, повторю, не опаздывать с диагностикой.
Автор: Ирина Смазнова
37

Возврат к списку

«Тверской переплет» оказался на перекрестке двух миров
Сегодня в столице Верхневолжья завершилась III Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
22.10.201720:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость