30 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование29.11.2012

Можно ли управлять воспитанием?

Фотограф: Мария Спиридонова

Тверь стала площадкой для диалога педагогов

В течение трех дней в Твери проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Управление в сфере воспитания: генезис идей, теория и практика». 

Этот масштабный форум проводился Тверским филиалом Санкт­-Петербургского государственного инженерно­экономического университета и Институтом теории и истории педагогики Российской академии образования при поддержке Правительства и министерства образования Тверской области и Российского гуманитарного научного фонда.

В конференции приняли участие люди, которые сегодня определяют стратегию и тактику воспитания, – педагоги, ученые и практики из Москвы, Санкт-­Петербурга, Твери, Владимира, Тулы, Пскова, Воронежа, Новосибирска. 


Их главной задачей было про­анализировать исторический опыт и современные тенденции управления воспитанием в различных образовательных организациях России. 

Руководить не человеком, а процессом

Так можно ли управлять воспитанием? Директор Владимирского филиала столичной финансово-­гуманитарной академии доктор педагогических наук Александр Гаврилин дает однозначный ответ:

– Воспитание – это введение новых поколений в культуру. Не было бы его, не было бы и цивилизации. Управление социальной системой, включая воспитание, существовало тысячи лет. Воспитание и понимается как управление, но не личностью, а процессом. Человек – самодостаточная структура, им управлять нельзя. Управление же подразумевает создание условий для воспитания. Общая теория систем утверждает, что управление есть внутренняя функция любой системы. Без него ни одна система к своей цели не придет. Это аксиома.

На конференции цитировался известный российский психолог и философ Владимир Зинченко, который писал: «Эффективное управление в человеческом обществе – вещь чрезвычайно редкая, можно даже сказать, исключительная. Причина этой странности состоит в том, что первые навыки, которые приобретает любой человек, – это навыки управления. Младенец еще не овладел языком, не овладел своими руками и ногами и тем не менее эффективно управляет родителями, особенно успешно – бабушками и дедушками». 

Человек, проходя путь от рождения до настоящего момента жизни, терял рычаги управления. И в этом, видимо, кроется причина сопротивления, возникающего в ответ на желание научить, вразумить, заставить, воспитать. Всевозможные попытки детей «уклониться» от воздействия встречаются повсеместно в практике педагогов, заставляя их искать наиболее эффективные управленческие технологии в области воспитания. Воспитание так или иначе все равно происходит, но ценят и помнят именно тех учителей, которые не воспитывали, а дарили свое внимание, свои знания, свою душу. 

Активный, превентивный, адаптивный

День пленарных докладов открыла Наталья Селиванова, руководитель лаборатории теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО, доктор педагогических наук, член-­корреспондент РАО, 
лауреат премии Президента России. Сделав интересный анализ ситуации, которая сложилась сегодня в сфере воспитания, профессор Селиванова коснулась двух вопросов – отрицательных стереотипов, а также возможности и необходимости изменения современной отечественной системы педагогики. 

Первый стереотип, которому Наталья Леонидовна уделила наибольшее внимание, связан с пониманием соотношения индивидуального и коллективного воспитания. В последние 20–30 лет приоритет отдается индивидуализации в обучении (распространяемый и на процесс воспитания), пути реализации которой однако еще предстоит найти. В 90­е годы индивидуализация была связана с такими понятиями, как «педагогическая поддержка», «индивидуальная помощь», «сопровождение». Тогда шла речь о введении освобожденного классного руководителя, социального педагога, появилась и новая должность – тьютор. Но этот принцип не получил распространения прежде всего по экономическим причинам – его воплощение требует серьезных финансовых вложений. Да и что греха таить, для большинства педагогов развитие личности каждого конкретного ребенка (школьника, студента) – скорее лозунг, чем 
реальная потребность их деятельности. Даже если педагог осознает эту необходимость, часто он не владеет соответствующими знаниями – методика коллективного воспитания утрачена, а индивидуального не получила своего развития. 

Понятие «коллектив», с которым раньше активно работали, разделило участь очень многих понятий, имеющих отношение к коммунистическому воспитанию, – практически исчезло. Но отказ от коллективного воспитания недопустим, и сегодня, как никогда, очевидно, что нет никакой необходимости противопоставлять индивидуальное и коллективное. 

Еще один стереотип связан с введением системы инноваций. В 90­е годы произошел некий информационный взрыв в педагогической практике, который определил пути развития педагогики. Сейчас нельзя констатировать наличие полномасштабного анализа эффективности и результативности появляющихся инноваций в сфере воспитания и обучения. Если она вводится без оглядки на воспитательную систему, сложившуюся в данном учреждении, то может быть даже вредна.

В свое время с легкостью заменили коммунистическое воспитание гуманистическим. Но, к сожалению, педагоги чаще декларируют эту идею, чем воплощают ее в жизнь, что приводит к девальвации самой идеи.
Наталья Леонидовна, обратив внимание на возможность изменения системы воспитания, напомнила, что эти попытки предпринимались неоднократно в последние 20 лет, начиная с радикальных девяностых, когда воспитание фактически изгонялось из образовательных учреждений. 

Что касается понятия «управление», то оно имеет право на существование в такой сфере, как воспитание, подчеркнула докладчик. 

– Оно должно быть целевым, личностно ориентированным, активным, превентивным, интег­рирующим, консолидирующим, адаптивным, уместным, демократичным, побуждающим, мотивирующим. Вот сколько характеристик! – и в заключение профессор Селиванова процитировала афоризм Боба Парсонса, создателя крупнейшей интернет­-компании: «Все, что не управляется, ждет провал». – Советую вам избежать этих провалов. 

Автор: Мария Спиридонова
42

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию