27 Июля 2017
$59.91
69.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 22.11.2012

День Сварога-мастера

Фотограф: Наталья Зимина

В Торжке прошел ремесленный фестиваль

 Граница осени и зимы практически во всех традиционных культурах представляет собой один из наиболее значимых для народного сознания моментов, отмеченных особыми обычаями и ритуалами. Для Европы и Америки это был активно порицаемый в России и окончательно утративший какой­-либо смысл на исторической родине Хэллоуин. В наших широтах такой поворотной точкой годового цикла были Кузьминки. 

В этом году праздник в честь святых Космы и Дамиана, в народе прижившийся как Кузьминки, стал для Торжка действительно праздником – Всероссийский историко­-этнографический музей устроил в прошедшие выходные народный фестиваль кузнечного мастерства «Кузьминки в Торжке». Фактически его можно считать первой акцией масштабного межрегионального проекта «Дом России», реализацией которого как раз занимается ВИЭМ, задуманный академиком Лихачевым именно как музей, исследующий определенную территорию – историческое ядро Северо­-Восточной Руси. «Дом России» пока находится в стадии разработки, однако благодаря ему уже этот первый фестиваль удалось сделать межрегиональным: в Торжок приехали почти три десятка кузнецов из Московской, Вологодской и Ярославской областей. Всего же проект должен объединить в общем музейном пространстве 12 областей Центральной России.

Впрочем, только кузнечным ремеслом праздник не ограничился. На фестивальной территории нашлось место представителям традиционных народных ремесел, поскольку Кузьма и Демьян считаются покровителями еще и женских рукоделий. Были здесь и казаки из конноспортивного клуба «Станица», и реконструкторы, что вполне логично в контексте именно кузнечного праздника: коню не обойтись без подков, а всаднику – без сабли. 

Тут стоит заметить, что Кузьминки представляют собой целый клубок верований и традиций, объединенных иногда очень причудливым образом. Проще всего здесь объяснить акцент на женские рукоделия: сельскохозяйственные работы закончены, начинается холодный зимний сезон – женщины усаживаются за прялки и ткацкие станки. На осенне­-зимний период традиционно приходится сезон свадеб – так что научные сотрудники ВИЭМ продемонстрировали реконструированный обряд «заковывания свадьбы», давно практикующийся в Тверской области. Надо полагать, в какой­то мере с этим обрядом соотносится ныне очень модная традиция в день свадьбы вешать на перила имеющегося поблизости моста замок; традиция пришла из Европы, однако хорошо прижилась. 

* * *
Сложнее понять, каким образом малоазиатские врачи­-бессребреники Косма и Дамиан превратились в небесных кузнецов Кузьму и Демьяна. Надо полагать, что сыграло свою роль и созвучие имени с профессией, и перенесение дня почитания христианских святых на местную почву, как раз на то время, когда в местной традиции почитался один из главных персонажей славянского пантеона – Сварог, не столько божество, сколько культурный герой.

Согласно исследованиям и реконструкциям академика Рыбакова именно он научил людей ремеслам, сделал первый плуг, а также установил моногамный брак – то есть Сварог действительно может почитаться как покровитель брака и семьи. Сварога можно понимать в самом общем смысле как силу, которая соединяет, объединяет, фиксирует субстанции и сущности, выстраивает иерархии и структуры – это и объединение двух людей в одно семейное целое, и соединение двух берегов реки посредством ледяного покрова. Собственно, заковывающий реки и озера льдом Морозко и есть одна из ипостасей Сварога. Бытует даже легенда о том, что святой Николай, объединившийся в народном сознании с Дедом Морозом, смог установить в наших краях настоящую морозную зиму только после того, как кузнец Морозко сделал ему волшебный посох. 

И уж совсем загадочным представляется второй из волшебных братьев-кузнецов. Некоторые исследователи отождествляют его с Семарглом – божеством, которое включил в свой пантеон князь Владимир, когда установил на Старокиевской горе семь идолов. Персонаж из иранской традиции одновременно воплощает огненную стихию и является хранителем посевов, изображается в образе огненного пса. В русской же традиции Семаргл родился из искр, которые брызнули, когда Сварог впервые ударил молотом по наковальне.

Сварог и Семаргл царствовали на Новоторжском городище безраздельно. Не помешало даже периодическое отсутствие электричества. Некоторые мастера привезли с собой новомодное оборудование, однако, как оказалось, кузнец действительно существо мобильное, и работа в походно-полевых условиях для него представляется вполне естественной. Один из самых известных российских оружейников, член Российского союза кузнецов Вячеслав Коростелев, более известный как Можайский, просто сложил из нескольких кирпичей подобие горна, раскочегарил его и принялся показывать заинтересованным зрителям, как делается настоящий булат, секрет которого был утерян, а потом раскрыт заново. 

*  *  *
Говорят, можно часами смотреть на горящий огонь и на то, как работают другие. Это действительно так: кузнецы работали неспешно, и смотреть на то, как кривой кусок железа превращается в элегантную завитушку, действительно можно не отрываясь. Впрочем, участники фестиваля привезли и домашние заготовки. Примерно за месяц до фестиваля был объявлен конкурс – кузнецам предлагалось поимпровизировать на тему новоторжского герба. Версии были разные: кто-то сделал традиционный вариант – шесть птичек на геральдическом щите, кто-то поразмышлял над образом птицы вообще. Жюри в составе заместителя директора ВИЭМ по науке Виктора Кузнецова, сотрудника музея Валерия Цыкова и ныне живущего в Удомле новоторжского уроженца Геннадия Иванова – пожалуй, самого известного кузнеца Тверской области, долго судило, рядило, сомневалось… В итоге первое место присудили устюжанину Сергею Веркиенко, который как раз и сделал традиционную версию герба. 

*  *  *
Впрочем, не кузней единой. Достаточно широко было представлено еще одно «горячее» ремесло – бронзовое литье, что интересно – преимущественно не в славянской, а в угро-финской традиции. Москвичка Мария Тихонова привезла дивную коллекцию шумящих подвесок с утиными лапками, выполненную по мотивам, а иногда и в точном соответствии с археологическими находками. Среди них нашелся даже уникальный образец с изображением не привычного небесного коня, а медведя, сделанный по фотографии редчайшей вещи из коллекции графа Уварова. Надо заметить, что Мария не только рукодельная мастерица, но и ходячая энциклопедия по части фольклористики и материальной культуры, так что побеседовать было чрезвычайно полезно и поучительно. Экспозицию народных ремесел украсили и разнообразные куклы-обереги, и плетеные пояса, и уникальное ткачество с использованием природных материалов, которое практикует новоторжский клуб «Исток».

*  *  *
Начавшись с подъема официального флага ВИЭМ (это почетное право было предоставлено Вячеславу Коростелеву и вице-президенту Союза кузнецов России Юрию Шугунову), первый день фестиваля вполне логично закончился огненным шоу. Назавтра на Верхнем городище опять горел огонь, плавилось железо и звенели молоты. Организаторы, участники и гости сошлись на том, что первый фестивальный блин выковали как надо, и потому стоит на будущий год опять встретиться на Верхнем городище знатного мастерового города Торжка.
Автор: Наталья Зимина
294

Возврат к списку

«Тверская Жизнь» узнала, как проводят лето дети
Лето диктует свои правила жизни. Хочется гулять по лесу, купаться, пить холодный квас, путешествовать, да и просто бездельничать. Поэтому именно в это время года люди берут отпуска, а у детей – каникулы. У взрослых, конечно, время отдыха пролетает гораздо быстрее.
26.07.201719:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость