21 Января 2017
$59.67
63.73
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись13.11.2012

В поисках правды жизни

Фотограф: Архив "ТЖ"

Евтихий Карпов прошел непростой путь от народнических увлечений, до должности главного режиссера Императорских театров

Он родился 6 ноября 1857 года в Орловской губернии в семействе почтмейстера, после гимназии учился в Москве в Константиновском межевом институте, но под влиянием родственника — пропагандиста-­народника — бросил учебу и за три года сменил немало мест работы и проживания. Был рабочим на волжском пароходе, слесарем на заводе в Нижнем Новгороде, членом сельскохозяйственной коммуны социалистической ориентации в Торопецком уезде. 

Бриллианты продлили жизнь 

Коммуну эту организовала в своем имении Кресты, располагавшемся на старинном Холмском тракте, торопецкая дворянка Александра Казина (урожденная Голенищева­ Кутузова), прожившая перед этим десять лет в Германии и проникшаяся утопическими идеями. Под крылом приветливой хозяйки, одной из первых русских феминисток, собралась довольно разношерстная компания молодых людей, одержимых мыслями о социальном переустройстве России, в том числе фанатичные народовольцы сестры Эсфирь и София Каминер. Потом Казина сдала имение в аренду братьям Шлейснер, и тайное общество заработало с новой силой.

Справедливости ради скажем, что главное осиное гнез­до террористов находилось в нескольких верстах от Крестов — в деревне Вороново, принадлежавшей дворянину Николаю Богдановичу. Здесь под предлогом ковки топоров в местной кузнице (реально ею занимался один Александр Соловьев, торопецкий учитель, стрелявший 2 апреля 1879 года в Александра II и повешенный за попытку цареубийства), обсуждали политические вопросы и будущие организаторы покушения деятели «Народной воли» Юрий Богданович и Дмитрий Клеменц, Адриан Михайлов и Николай Лошкарев.

Соловьеву его подельники устроили фиктивный брак с богатой и знатной торопецкой дворянкой Екатериной Челищевой, намереваясь пополнить на ее капиталы казну «Народной воли» (подготовка покушений обходилась недешево). Но дело как­-то сразу не заладилось. Евтихий Карпов слыл завзятым сердцеедом и вскоре уехал с молодой женой Соловьева в Петербург, оставив того в недоумении. А когда в столицу прибыли и все остальные злоумышленники, Челищева­-Соловьева — особа истеричная и непредсказуемая — потребовала назад ранее отданные ценности: столичная жизнь под покровительством Карпова пришлась ей по душе, а для независимого существования требовались немалые средства. Для убедительности она пригрозила народовольцам разоблачением. 

Им пришлось вернуть бриллианты капризной прожигательнице жизни и минимизировать революционную программу действий. Так что Евтихий Павлович, увезя мадам Соловьеву от мужа в Петербург, сам того не подозревая, отодвинул на некоторое время начало эпохи терроризма в России и продлил жизнь императора на несколько лет.

В тюрьме и ссылке

Но вскоре Карпов приложил руку к прямо противоположным деяниям. В январе 1878 года Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника генерала Федора Трепова и тяжело его ранила. Суд присяжных поверил благородству порывов и оправдал ее, открыв тем самым широкие ворота террору. Карпов был заподозрен в укрывательстве Засулич на своей квартире перед покушением (никак не мог пройти равнодушно мимо романтичной юной киллерши!). 

Пока шло следствие, в конце того же года Евтихия Павловича арестовали по другому делу — о типографии газеты «Земля и воля» — и продержали под стражей три месяца, после чего подчинили надзору в столице. В связи с покушением Александ­ра Соловьева на государя Карпов, еще во время производства по прежнему делу, был привлечен и по делу «о 58-­ми лицах, обвиняемых в тайном сообществе», ведшем пропаганду в Торопецком уезде. Вследствие этого в ноябре 1880 года он вновь был взят под стражу. Собственно говоря, это, казалось бы, печальное обстоятельство его и спасло: когда 1 марта 1881 года Александр Желябов и Софья Перовская сотоварищи убивали императора, Карпов сидел в Вышневолоцкой политической тюрьме и читал Библию. По повелению нового государя Александра III 8 июля 1881 года, то есть всего через четыре месяца после злодейского убийства царя товарищами Евтихия Карпова, он был освобожден от ответственности по делу о пропаганде в Торопецком уезде.

Но и прежние грехи весили много, поэтому было предписано сослать его в Красноярск. Правда, по ходатайству жены о смягчении наказания ввиду расстроенного здоровья Евтихия Павловича ссылка в Сибирь Высочайшим повелением была заменена ему водворением под гласный надзор полиции в Вологду. Уже через год он оказался в Усть­Сысольске (нынешний Сыктывкар), а затем в Великом Устюге, который с недавних пор считается родиной Деда Мороза. Здесь Карпов опубликовал написанную пятью годами ранее в доме предварительного заключения пьесу «На разных дорогах» и ставил любительские спектакли с участием ссыльных. Другая его пьеса – «Тяжкая доля» получила ежегодную премию Новороссийского университета в Одессе за лучшее рукописное драматургическое произведение сезона.

С чистого листа

В 1885 году Карпова освободили от гласного надзора, и вскоре он поселился в Москве, ставил свои пьесы в театрах Федора Корша и Михаила Лентовского, по совету которого всерьез занялся режиссурой. Сезон 1877–1878 годов он провел в Ярославле в качестве актера и помощника антрепренера, а затем переехал в Петербург. 

Новую жизнь Евтихий Павлович начал с должности сек­ретаря редакции журнала «Русское богатство», в ту пору невзрачного либерального печатного органа с легким налетом народничества, и вел там «журнальное обозрение». 

В начале 1890-­х Карпов стал известен как режиссер Невского общества устройства народных развлечений. В театре Литературно-­артистического кружка он за один сезон 1895 года поставил 25 (!) пьес. На следующий год стал главным режиссером Императорского Александринского театра. Одновременно с ним в театр была приглашена актриса Вера Комиссаржевская, с которой Евтихия Павловича в дальнейшем связывали не только творческие отношения и которая почти безоглядно доверяла ему как режиссеру и прислушивалась к его советам.

Антон Чехов отдал Карпову для постановки только что законченную им «Чайку». 
17 октября 1896 года в Александринском театре состоялась ее премьера, завершившаяся, как известно, грандиозным провалом, глубоко травмировавшим Чехова, который после этого надолго отрекся от театра. Нину Заречную играла Комиссаржевская. Уже на следующий день рецензенты расписали в красках небывалое фиаско: плохое знание ролей актерами, слабость пьесы как таковой, пренебрежительное отношение автора к публике, которое должно быть наказано, и прочее. Но интересно, что Станиславский попросил у Карпова режиссерский экземпляр пьесы с его пометками, сделанными в ночь после премьеры, и, как известно, через два года с триумфом поставил «Чайку» в Московском художественном театре «по Карпову». 

Ни одна другая из пьес Чехова не вызвала столько споров и у современников писателя, и у более поздних, в том числе нынешних, исследователей его творчества. Не секрет, что именно с «Чайкой» справедливо связывают становление Чехова­-драматурга и его новаторство в драматургии как области литературы. Провал 17 октября 1896 года обернулся началом новой эпохи в развитии русского и мирового театра, рождением режиссерского театра. И первым таким режиссером, по стечению обстоятельств, стал Евтихий Карпов, которого и тогда, и потом почти все чистили апологетом обыденного, ретроградом и консерватором. А Александр Блок в 1918 году даже записал в дневнике (конечно, по другому поводу), что искусство «кончается там, где начинается Евт. Карпов». В том же году Блок, как известно, создал революционную поэму «Двенадцать», писал ее искренне и восторженно, а через короткое время жестокое разочарование в большевизме и внутреннее раскаяние за эту художественную и нравственную слепоту свели его в могилу. Не судите, да не судимы будете.

Карпов жестко чистил репертуар театра, стремился упрочить в нем драматургическую классику и сводил со сцены увеселительно-­развлекательные, душещипательные пьесы. В этом он разошелся с директором Императорских театров князем Сергеем Волконским и в 1900 году подал в отставку, которая была принята. Лишь через шестнадцать лет его вернули в Александринский театр на ту же должность главного режиссера, и он занимал ее еще десять лет — до самой кончины 3 января 1926 года. В 1921 году он стал заслуженным артистом РСФСР.

Добавим, что Карпов был очень популярен как автор пьес и на рубеже веков даже считался самым репертуарным драматургом России. Главные роли в его пьесах с большим успехом играли в разное время и в разных театрах великие актрисы Мария Савина и Мария Ермолова. 

Автор: Вячеслав Воробьев, профессор Государственной академии славянской культуры
43

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери чествовали журналистов, операторов и фотокоров
В киноконцертном зале «Панорама» бизнес-центра «Тверь» прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню российской прессы. Его главными героями стали наши коллеги, сотрудники редакций региональных и районных газет, телерадиокомпаний и сетевых изданий.
20.01.201721:46
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию