21 Ноября 2017
$59.27
69.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Туризм 25.10.2012

Увидеть Париж и – жить!

Фотограф: Pics.photographer.ru, dic.academic.ru

Из дневника путешественника

 Магистр богословия, док­торант Фрибургского университета (Швейцария) Игорь Петровский неоднократно бывал в Твери, поддерживая тесные информационные связи с миссионерским отделом Тверской митрополии. По приглашению руководителя отдела протоиерея Александра Шабанова он не раз выступал на ставших любимыми многими горожанами вечерах, посвященных кельт­ской культуре, святому Патрику. Яркие образы, сочное языковое оформление, богатство исторических сносок и личных впечатлений отличают и его статьи. Предлагаем в сокращенном варианте одну из них. 

«Увидеть Париж и умереть»… Илья Эренбург, автор этих знаменитых строк и не менее знаменитый писатель, был довольно изобретательный человек. Для того чтобы в своей очередной книге «Мой Париж» (1931) передать весь колорит парижской жизни, у писателя возникла идея воспользоваться фотоаппаратом с боковым видоискателем. Это был первый опыт съемки скрытой камерой. Эренбург фотографировал парижан без их ведома. В итоге получилось полторы тысячи фотоснимков, из которых лучшие вошли в книгу, ставшую настоящим фотоальбомом. Эренбургу удалось создать естественную человеческую панораму непарадного Парижа того времени, передать картины жизни скромных парижских районов. Поскольку авторские негативы безвозвратно погибли во время немецкой оккупации, альбом стал настоящей библиографической редкостью. Поэтому когда этим летом в музее Анны Ахматовой в Петербурге проходила выставка творческого наследия Ильи Эренбурга, многие, увидев «Мой Париж», могли и в самом деле умереть от счастья. Но мы, дорогой читатель, будем более скромны в своих эмоциях и «счастье жить» не променяем на счастье «просто видеть». Ибо Париж создан для жизни. 

Три тайны Парижа 

Если я скажу, что Париж – это кельтский город, вы поверите? А придется. Иначе вы никогда не поймете, почему Париж стал Парижем. Дело все в древнем кельтском племени, которое обитало на берегах реки Сены. Цезарь упоминает о нем в своих «Записках о Галльской войне». Называлось это племя парисии. Именно эти мужественные кельты, как впоследствии Петр Великий, решили основать город на болоте. И вдавив первые деревянные столбы в хлюпкую жижу, дали будущему городу красивое имя Лютеция. На самом же деле в языке самих кельтов это название менее благозвучно. Лютеция – буквально Болотоград. Позже город стал называться Лютеция Парисиев. А затем, когда болотное прошлое города было совсем забыто, образовалось современное имя Paris. 

* * *
Итак, мы открыли первую тайну Парижа – его кельт­ское происхождение. Настало время раскрыть и вторую, связанную с именем первого святого, проповедовавшего христианство в этих болотистых местах. Поразительно, но предание связывает христианизацию кельтского племени парисиев с именем святого Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла, произведениями которого зачитывались святые отцы церкви. Дионисий стал первым епископом Афин. Но, согласно западному преданию, вскоре получив откровение, он уходит в Рим. А оттуда отправляется в кельт­ские страны просвещать их светом Христовым. Здесь следы Дионисия и его спутников для Восточной Церкви исчезают. Но в VIII веке патриарх Тарасий узнает, что Дионисий широко почитается в некоем далеком городе Лютеции и во всей галльской области. В 784 году Тарасий посылает в эти края послов, а они, вернувшись, и доложили, что следы деятельности Великого Дионисия заканчиваются в городе Париже! Согласно этой версии святой Дионисий пришел в Париж и многих обратил ко Христу. Во время гонения при императоре Домициане Дионисий и его спутники были обвинены в пропаганде против римских властей, заключены в темницу и обезглавлены на высоком холме. Место казни славных мучеников Парижа сейчас называется Монмартр (холм мучеников). 

* * *
Осталось открыть третью тайну. Именно Дионисию Ареопагиту, или Дионисию Парижскому, Лютеция обязана тем, что стала знаменитой на весь мир столицей Франции. 

Ибо Хлодвиг, первый христианский король франков, избирает Лютецию своей столицей главным образом вследствие почитания святого Дионисия. В VII веке в Париже на месте захоронения святителя Дионисия, священника Рустика и диакона Елевферия появляется знаменитое аббатство Сен­-Дени. Его значение для Франции можно сравнить со значением Свято­-Троицкой Сергиевой лавры для России. Именно в этом монастыре зародился знаменитый готический стиль, который стал украшением всего средневековья, а базилика монастыря стала усыпальницей французской королевской династии. 

Ну а в годы Французской революции монастырь был закрыт, базилика Сен­Дени разграблена. Гробницы с мощами святых были вскрыты, останки королей выброшены в яму и залиты негашеной известью. Только при Наполеоне в 1802 году монастырь был вновь открыт. Кстати, именно Бонапарт восстановил множество храмов, разрушенных революцией. Он даже приказал приготовить в Сен­-Дени гробницу для себя и своей семьи. Однако ему было не суждено упокоиться рядом со святым Дионисием. Вместо монастырской тиши бедолагу закатали в шесть гробов (первый – из жести, второй – из красного дерева, третий и четвертый – из свинца, пятый – из эбонита, шестой – из дуба) и разместили всем на обозрение в знаменитом Доме инвалидов – госпитале для раненых солдат. 

Кстати, сейчас в Сен­-Дени у мощей святых мучеников, которые чудом уцелели, регулярно проходят православные молебны, а на холме Монмартр, где пострадали мученики, воздвигнута великолепная церковь Сакре­-Кёр.

Храм Сердца 

В истории Франции были не только страницы кровавых революций, но и страницы народного покаяния. Именно символом таких перемен и является базилика Сакре­-Кёр, или храм Святого Сердца. Вторая половина XIX века была не самым лучшим временем в истории Франции: поражение в войне с Пруссией, многомесячная осада Парижа, пленение французского императора, пленение Папы Римского Пия IX, Французская революция. Практически все эти события начинались или заканчивались здесь, на Монмартре, – холме святых мучеников. 

После целого ряда национальных неудач по призыву церкви в стране был объявлен сбор средств для строительства собора в знак народного покаяния. Местом для строительства был выбран, конечно же, Монмартр, где некогда и началась братоубийственная война между коммунарами и версальцами. Строительство церкви финансировалось государством, которое в ней видело символ возрождения французского национального самосознания. 

На конкурсе победил проект архитектора Поля Абади, предложившего построить базилику, в которой причудливо сочетаются элементы византийской, романской, готической и ренессансной архитектуры, что должно было символизировать взаимную терпимость и согласие. Однако из­-за обилия архитектурных стилей парижане прозвали базилику «национальным тортом». 

Святыни Нотр-­Дама 

Но самый старый и один из самых важных символов Парижа – это собор Нотр­-Дам де Пари. Кстати, строить его начали на том самом острове Сите, в болота которого парисии вдавливали когда-­то первые сваи будущей Лютеции. Это самый центр Парижа, да и всей Франции. На дорожных указателях расстояние до любой точки Франции просчитано именно от собора. Ну а для самого собора первый камень был заложен в XII веке, и через какие-­то 167 лет собор был построен. За 167 лет успели несколько раз поменяться не только люди, но и их вкусы. Именно поэтому можно наблюдать, как в архитектуре здания на смену романскому стилю приходит готический. Тем не менее оба стиля здесь сочетались в гармоничном равновесии. 

Чем известен Нотр­-Дам? Очевидно, что славы романа Виктора Гюго не вполне достаточно, чтобы каждый христианин на Западе знал дорогу в этот храм. Ответ прост. В Нотр­-Даме хранятся одни из самых великих христианских реликвий – Терновый венец Спасителя и часть Древа Креста Господня. Только не думайте, что это все плоды очередного романа о Нотр­Даме. Историчность святынь весьма достоверна. Все они связаны с Византией и крестоносцами. 

Русские в Париже 

История русского присутствия в Париже и во Франции полна самых великих и драматических страниц. Неоспоримо культурное влияние и духовный вклад России во французскую самобытность, так же как и французское влияние на Россию. Наши две страны имеют много общего. А две столицы – Париж и Санкт­-Петербург – настолько похожи, что кажется, будто одна – это просто продолжение другой. 

До октябрьского переворота в 1917 году Париж для многих русских был вторым домом, ну а после для многих стал единственным. 

Русская эмиграция в Париже – это тяжелая история, и в то же самое время история, которой можно гордиться. Ни одна эмиграция в мире не проявила такие великие духовные и творческие силы, как эмиграция русская. 

Все знают, что в русском зарубежье произошел один из самых печальных расколов русского церковного общества: на тех, кто решил порвать с церковью в Советской России, и тех, кто оставался верен ей. В итоге в Париже русское общество оказалось в двух разных храмах: на «рю Дарю» в соборе Александра Невского и в храме Трех Святителей на «рю Петель», где и находится кафедра архиепископа РПЦ. Последним приходилось дорого платить за свою принадлежность патриаршей церкви. Их упрекали в предательстве, шпионаже, просто брезговали общением с ними. Великий русский философ Николай Бердяев вспоминал, как некоторые русские, заметив его, переходили на другую сторону улицы из­-за того, что он, подобно богослову Владимиру Лосскому, митрополиту Антонию Сурожскому и другим, оставался верным церкви в многострадальной России. Ценой личных трагедий эти люди сохраняли свою преданность Русской Церкви – и патриаршая церковь во Франции выжила, так же как и в России. 

Так что Париж – это не просто центр мод, он хранит колоссальный пласт христианской культуры, в котором сегодня достойное место занимает и наша Русская Церковь».
Автор: Игорь Петровский
207

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость