16 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 25.10.2012

Русский романтизм – взгляд из провинции

Фотограф: Наталья Зимина

Тверская коллекция экспонируется в Третьяковке

 Уже тринадцатый год Третьяковская галерея реализует большой выставочный проект «Золотая карта России», в рамках которого знакомит публику с собраниями провинциальных художественных музеев страны. Наконец дошла очередь и до Твери: на днях в Инженерном корпусе музея открылась 36-я выставка проекта – коллекцию русского искусства начала XIX века выставила Тверская областная картинная галерея.

Основу экспозиции составила выставка «Романтическая Россия», созданная еще в прошлом веке и имевшая большой успех в том числе в городе­-побратиме Безансоне. Для участия в нынешнем проекте кураторы дополнили ее несколькими вещами, дабы, как выразилась заведующая выставочным отделом Третьяковки Нина Дивова, «подчеркнуть региональную исключительность». Собственно, «Золотая карта России» для того и задумывалась: каждый провинциальный музей формирует коллекции исходя из собственных научных интересов с учетом относящихся к конкретному региону персоналий и художественных явлений и процессов. В идеале же и в конечном итоге сумма такого рода выставок призвана создать масштабную панораму художественной жизни России на протяжении нескольких веков и таким образом позволить понять страну в целом.

«Романтическая Россия» была выбрана для участия в этом проекте потому, что в ее состав вошли работы художников, олицетворяющих именно региональную идентичность. Прежде всего это сам Венецианов и его школа – явление, безусловно, общероссийского масштаба, зародившееся, однако, на территории Тверской губернии. Титульной картиной выставки стал знаменитый «Пастушок с дудкой» 1825 года. Он редко покидает стены галереи, однако ради визита в Третьяковку сотрудники обоих музеев предприняли все возможные меры предосторожности при перевозке, и теперь именно «Пастушок» встречает посетителей при входе в главный зал. 

В экспозиции представлены работы пяти учеников Венецианова, что позволяет внимательному зрителю оказаться в определенном временном и культурном контексте: они писали и жанровые сцены, и автопортреты, и портреты учителя, коллег, близких людей – если к таковым, конечно, можно отнести помещика Милюкова, в собственности которого находился лучший ученик Венецианова Григорий Сорока, что во многом определило его трагическую судьбу. Получился своего рода театр известной степени документальности, предполагающий единство времени и места действия.

Изрядное впечатление на публику произвела история обретения и возрождения полотна Сороки «Вид на усадьбу Островки с Большого острова» 1846 года. Долгое время оно считалось утраченным и было известно только по описанию внука вышеупомянутого помещика Милюкова, опубликованному в журнале «Старые годы» в 1912 году. Однако почти через сто лет оно было обнаружено в Твери в одной из частных коллекций и приобретено картинной галереей в 1998 году – тогда это стало настоящей сенсацией. Картина была в очень плохом состоянии, потребовалось несколько лет сложнейшей реставрации. Сейчас «Усадьба Островки» безусловно представляется одним из смысловых узлов венециановской коллекции и на насыщенном красном фоне выставочного зала выглядит настоящей драгоценностью. Кстати, тверские зрители, да и сами сотрудники галереи, увидели давно знакомые вещи из своей коллекции принципиально по-­новому за счет контекста: собственно, в том числе и для этого делаются выездные выставки. Интересно, однако, что наиболее выигрышным для демонстрации художественных произведений оказывается не какой-­либо нейтральный, а сочный темно­-красный цвет стен – это принято во многих музеях, от Третьяковки до Анталийского археологического. 

О подобных выездных выставках как поводах для разного рода открытий говорила директор Тверской картинной галереи Татьяна Куюкина. С одной стороны, сотрудники провинциальных музеев имеют возможность взглянуть на уже известные вещи со стороны и в процессе подбора экспонатов и формирования экспозиции активизировать исследования, что действительно может привести к сенсационным результатам. С другой – открытия делает для себя художественная общественность, причем необязательно столичная: все­-таки в Третьяковку ходят не только москвичи. В провинциальных музеях хранится и собирается подчас такое, чего не увидишь в центральных музеях. Так, за пределами области широкому зрителю практически неизвестна осташковская династия художников Колокольниковых, работы нескольких представителей которых украсили эту экспозицию. Разве что в Историческом музее можно увидеть пейзажи Василия Причетникова – в нынешней экспозиции этот своеобразный живописец представлен четырьмя видами из разных усадеб Куракиных. Отдельный пласт составляют работы неизвестных местных художников – портреты великолепных в своей монументальной солидности купчих. Они интересны не только высоким художественным уровнем и изрядной информативностью по части антропологических типов и особенностей костюма (а это опять­таки опыт региональной самоидентификации), но и тем, что, по сути, это примета времени: в контекст истории искусств наряду с дворянством входят купечество и буржуазия. 

Региональный колорит вписывается в общероссийский культурный контекст своего времени посредством картин, выставленных в аванзале: они логично предваряют знакомство с чисто тверской спецификой. Так, очень уместным там выглядит портрет императора Александра I кисти придворного живописца Павла I Степана Щукина, написанный в 1809 году – как раз тогда царь неоднократно бывал в Твери. Имперскую Россию здесь символизирует «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» первого в русской живописи мастера городского пейзажа Федора Алексеева – одна из лучших вещей в коллекции этого периода. В традиционный парадный ландшафт он гармонично привносит тему повседневной жизни города. Этот художник оказал большое влияние на манеру представленного здесь же Сильвестра Щедрина, творчество которого стало одним из ключевых моментов перехода русского искусства от классицистической строгости к романтическому восприятию природы и жизни.

В экспозицию вошли 60 живописных произведений и три скульптуры, в том числе бюст Пушкина работы Витали. Понятно, что это лишь небольшая часть богатейшей коллекции Тверской картинной галереи, на основе которой можно сформировать еще не одну выставку подобного художественного качества и информационного наполнения. Собственно, авторы проекта «Золотая карта России» и не придерживаются позиции «один город – одна выставка»: некоторые музеи выставлялись в Инженерном корпусе Третьяковки дважды. Заместитель директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева, отметив, что в музее образовалась «тверская мафия» (и она сама, и Нина Дивова – уроженки нашей области) и отбор вещей на эту выставку производился «с позиции любви», пообещала: давняя дружба Твери и Третьяковки в том числе и в рамках проекта «Золотая карта России» не заканчивается. Что взаимообразно полезно и приятно и для тверской галереи, и для столичной публики.
Автор: Наталья Зимина
52

Возврат к списку

На участке М-11 от Твери до Вышнего Волочка открыли движение
Символический дорожный знак с белой стрелкой на синем фоне перевернут – по новому участку строящейся магистрали М-11 начинает движение первая автоколонна.
15.12.201721:18
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость