21 Сентября 2017
$58.13
69.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 18.10.2012

«Эшелон» отправляется

Благофонд бологовских железнодорожников начал свою деятельность

 «Теперь я уверена, что нежданно пришедшее знание может кардинально перевернуть и сознание, и весь уклад жизни. Вдруг остро и отчетливо начинаешь понимать, что в этой жизни ты еще не сделал и что надо сделать обязательно». С такими словами обратилась к гостям, пришедшим на открытие благотворительного фонда бологовских железнодорожников «Эшелон», его создатель – корреспондент нашей газеты Маргарита Сивакова. Что должно было произойти, чтобы возникла идея – замечательная, неожиданная и очень уместная, которую бы подхватили люди (без их участия ее не осуществить)?

А произошло следующее: Маргарита Сивакова, наткнувшись в газете «Новая жизнь» на строки о Софье Шваренко, легендарном машинисте паровоза, во время войны под бесконечными бомбежками водившей эшелоны на линию фронта, отправилась в Бологое писать статью об этом замечательном человеке. Тем более что знала ее с детства. Тем более что Софья Иосифовна и отец нашей коллеги работали вместе диспетчерами в Бологовском отделении дороги. Тем более что Бологое было для нее по-­настоящему родным городом.

Общая память

Так случайно и очень закономерно возникла идея создания благофонда. Главная его цель – увековечение памяти о трудовом подвиге, мужестве и доблести железнодорожников Бологовского узла в годы Великой Отечественной войны, создание монументального комплекса в их честь в Бологое. Тем более (опять совпадение?) что сейчас в городе идет работа по сбору и подготовке необходимых документов и материалов для присвоения Бологое статуса «Город воинской славы» или «Город воинской и трудовой славы». 

Поистине не разделить на бологовской земле воинскую и трудовую славу. С первых дней войны железнодорожный узел, да и вся Октябрьская магистраль оказались в эпицентре грозных событий. Превратить в пыль этот стратегически важный объект, питавший четыре фронта – Калининский, Северо­Западный, Волховский и Ленинградский, – такую задачу фашисты упорно пытались выполнить. Смертельный дождь поливал город, безжалостно разрушая его, на протяжении более трех лет. Но ни на один день станция не остановилась! Свою героически-­будничную работу продолжали выполнять машинисты, ремонтники, путейцы, связисты. Продолжали двигаться на передовую составы с техникой, боеприпасами, продовольствием, вывозя оттуда раненых… 

– Я отчетливо осознала: здесь, на этой земле, обязательно должен быть воздвигнут мемориальный комплекс, – говорит Маргарита Сивакова. – А для этого надо создать благотворительный фонд, обратиться с просьбой о помощи к руководству Октябрьской железной дороги (ведь на Бологовском узле тогда временно размещался центр управления южным участком дороги), к руководству Российских железных дорог. Еще я подумала, что не останутся в стороне дети бологовских железнодорожников: их, так же как меня, всколыхнет память о своих близких, об их каждодневном подвиге, который воспринимался тогда как обычная работа на войне. В Бологое трудно найти семью, тем или иным образом не связанную с железной дорогой, а значит, наша память будет общая. 

Первые станции

Мысль начала материализоваться, оформляться документально. А самое главное – идея одного человека обросла сторонниками, помощниками. Сразу откликнулся заслуженный художник России Борис Федоров, сделал эмблему тогда еще будущего фонда (родители Бориса Владимировича тоже были железнодорожниками). Благодаря ему и родилось краткое название фонда – «Эшелон». В память об эшелонах, шедших на войну и доставлявших на линию фронта самое необходимое. А этот «Эшелон» должен идти в будущее, нагруженный нашей памятью.

Председатель Тверского отделения Союза художников России, народный художник, скульптор Евгений Антонов согласился взяться за создание мемориала, побывал в Бологое, чтобы выбрать для него место – и оно неожиданно открылось. В маленьком скверике, рядом с 7­-м техническим училищем – проверенной кузницей железнодорожных кадров, на открытой для солнечного света поляне. С одобрения администрации района в комитет по управлению имуществом уже подано заявление о выделении земельного участка с инженерным согласованием. 

День рождения

День рождения фонда почти совпал (совсем не случайно) с юбилеем Софьи Шваренко. 29 сентября Софья Иосифовна отметила 95­-летие. Фильм о ней, о ее подвиге – «Рейс навстречу смерти», созданный телестудией «Спектр» в 2000 году, открыл встречу, на которую пришли горожане – и ветераны, и нынешние железнодорожники. Некоторым гостям не досталось сидячих мест, и пришлось даже стоять. Одной из первых во вновь родившийся фонд сделала взнос дочь юбилярши – Анна Иванова. Всего же в ходе презентации поступило 5 350 рублей – копилка памяти начала наполняться.

Приветствуя создание «Эшелона», депутат Законодательного собрания Тверской области Михаил Садовников заявил, что весь депутатский фонд 2013 года в размере 300 тысяч рублей он направит на возведение в Бологое монумента в честь героев-­железнодорожников. Тогда же было принято обращение в адрес Владимира Якунина, президента Российских железных дорог, и присутствовавшие поставили под ним свои подписи. 

Несмотря на высокую цель рождения фонда, здесь не было лишнего пафоса. Были воспоминания, переживания, добрые чувства. Благофонд «Эшелон» отправился в путь. Чтобы преодолеть его, дать понять каждому жителю Бологое – от мала до велика, в каком героическом городе они живут, вспомнить о славе их дедов-­железнодорожников, установить монумент, издать буклеты, брошюры, нужны средства. Но как не перестает говорить Маргарита Сивакова: «Наш благофонд не просит ни у кого денег. Мы даем возможность поучаствовать с нами в этом деле, стать проводниками памяти в нашем «Эшелоне».

Адрес сайта фонда: www.eshelon.su, электронный адрес: msivakova@mail.ru


Вместе



         


Валентин Гаврилов, председатель региональной комиссии Бологовского узла:

– Мнение многих людей, жителей Бологое – создание монументального комплекса просто необходимо, это наш долг перед отцами, матерями. И очень важно, что стоять он будет в городе – это будет памятник всем погибшим, всем пострадавшим, всему Бологое. Недавно я проводил планерку с руководителями узла, где зачитал проект обращения к президенту РЖД. Все начальники предприятий поддержали его, внеся некоторые коррективы. Думаю, что работа в коллективах и по сбору средств, и по поддержке проекта будет результативной.





         


Борис Федоров, академик Российской академии художеств, заслуженный художник России:

– Железнодорожная тема для меня очень личная. И мать с отцом, и все мои предки были связаны с железной дорогой. Октябрьская магистраль имеет свою историю, своих героев. Почему же не создать монумент их памяти? У моей матери 17 осколков от взрывов, а она всего лишь грузила уголь. Многие железнодорожники, взвалив на себя тяжелый труд войны, погибали, становились инвалидами, а они даже не считаются ветеранами Великой Оте­чественной. Я поддержал проект «Эшелон», потому что я русский человек и мне важно – помнить.


 


 



                   


Анна Иванова (Шваренко), дочь Софьи Иосифовны:

– Такая инициатива была, честно сказать, неожиданна. Но у меня она не вызвала сомнений: в городе железнодорожников такой памятник должен обязательно быть. Это наша память о тех, кто героически работал на железной дороге в годы войны. Я с радостью приняла предложение участвовать в презентации фонда. А когда рассказала об этом маме, она с улыбкой ответила: «Раз делают люди, значит, надо».





Хроника

527 налетов фашистской авиации было совершено на Бологое за годы войны, в которых участвовали 1092 самолета. Бологовский железнодорожный узел бомбили точно по расписанию: вражеские самолеты с 20 часов до шести утра решетили станцию и подходы к ней.

3,5 тысячи бомб было сброшено на узел и город.

3 января 1942 года Государственный комитет обороны вынес постановление «О восстановлении железных дорог». Форсированная реанимация такого решающего направления, как Москва – Бологое и далее до Ленинграда, была названа первой «важнейшей оборонной задачей».

21 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительства и военного командования и проявленное при этом мужество была награждена большая группа железнодорожников. В их числе 44 работника Бологовского отделения фронтовой Октябрьской дороги.

Март 1943 года – гитлеровцы предприняли одну из наиболее масштабных попыток парализовать работу Бологовского железнодорожного узла. В течение 10 суток беспрерывно бомбили город, станции Бологое и Медведево. Это были самые жестокие за всю войну бомбардировки. За время войны город был почти полностью разрушен. В руинах лежали вокзал, три паровозных депо, электростанция, кирпичный завод, Дом культуры, кинотеатр, железнодорожное училище, две больницы, две поликлиники, баня, гостиница, два железнодорожных клуба, три школы, три детских сада, производственные и культурно-бытовые предприятия и учреждения. Было потеряно 50% жилого фонда.

1985 год – за беспримерный героизм станция Бологое награждена орденом Отечественной войны I степени.  


Автор: Татьяна Иванченко
81

Возврат к списку

Тверская область ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Завтра в столичном комплексе «Экспоцентр» завершается 23-я международная выставка «Отдых Leisure-2017». На три дня огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России.
20.09.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость