19 Января 2017
$59.18
63.23
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура17.10.2012

Свобода начинается с иронии

Фотограф: Наталья Зимина

Патент на машину времени давно выдан

 Наверное, нет в современной России и ее окрестностях ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не посмотрел комедию Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Так что все помнят гениальное изобретение главного героя – машину времени, которая запросто перемещала персонажей из XX века в XVI и обратно. Однако очень мало кто знает, что у этого агрегата есть вполне реальный изобретатель – художник Вячеслав Почечуев, выставка работ которого открылась на днях в музее Салтыкова-Щедрина.

Сам Вячеслав Почечуев не без гордости говорил, что в его трудовой книжке отмечено ни много ни мало 42 профессии: относясь к людям, которые склонны «во всем дойти до самой сути», он не боялся на определенном этапе полностью изменить свою жизнь и заняться чем­то принци­пиально для себя новым. Так успешный «карикатурист­иронист», рисунки которого с удовольствием публиковал невероятно популярный в советское время журнал «Крокодил», оказался на Камчатке – просто взял и уехал. Потому что все надоело. Не то чтобы он был ярко выраженным диссидентом, скорее сочувствовал им – вращался в определенных кругах, дружил с академиком Сахаровым. 

На Камчатке он нашел не только вольный воздух, вкус свободы и множество друзей среди сейсмологов и геофизиков, но и новую профессию из разряда художественных. Там растет каменная береза – дерево причудливо корявое, полностью соответствующее представлениям художника о деформации. Фактически это готовая скульптура с заложенными в ней самой природой образами – надо только немного ей помочь, отсечь лишнее. Так любил говорить о своей работе, цитируя кого­то из античных классиков, великий Микеланджело, которого Вячеслав Почечуев называл «своим богом». В случае причудливых форм каменной березы лишнего совсем немного, здесь нужно не столько отсечь все лишнее от куска мрамора, сколько увидеть в бревне или коряге природную пластику: «Я исповедую форму деревянно­-русскую, в мраморе делать это было бы неправильно: я во всем вижу смешное, а мрамор не смеется». 

Первые выставки конца 1970-­х имели заслуженный успех. Одна из них, «Чудеса леса», была развернута на «Мосфильме», где остроумного художника приметил Александр Птушко, тогда начинавший работу над фильмом «Руслан и Людмила». Сказочный древнерусский колорит, чрезвычайно убедительный в своей фантастичности, – как раз дело рук Вячеслава Почечуева, для которого на «Мосфильме» учредили специальную должность «художник­-скульптор». 

Когда съемки уже заканчивались, мимо проходил Леонид Гайдай, у которого тогда как раз образовалась большая проблема с вышеупомянутой машиной времени. Над ней в течение полугода трудился целый коллектив конструкторов и дизайнеров. Это были очень серьезные люди, потому у них и получилась в сущности обычная электронно-­вычислительная машина (слово «компьютер» тогда еще не было в ходу), какие уже исправно работали во всех больших НИИ. Эффекта, предполагаемого стилистикой эксцентрической комедии, этот объект явно не достигал. Вот тут и оказался кстати карикатурист­иронист, исходящий из того, что «глядя на мир, нельзя не смеяться». За пару дней одной левой («…потому что правая рука болела») Вячеслав Почечуев сочинил известный агрегат, который булькал, шипел, сверкал и взрывался, сообщая сюжету изначальный абсурдистски­комический толчок, особенно изящный в контексте известного «Нынче физики в почете…» и общей атмосферы почтения к точным наукам. Сейчас машину времени, на которую в советское время и патент был выдан, можно расценивать как блестящий образец до сих пор актуального (достаточно вспомнить фестиваль «Верь в Тверь» и экспозицию в здании речного вокзала) концептуального искусства, одним из пионеров которого, сам того не предполагая, стал Вячеслав Почечуев. 

Нынешняя выставка в музее Салтыкова-­Щедрина – это экспозиция из разряда «Новые поступления». Вдова художника Наталья Киселева передала в дар музею коллекции карикатуры и скульптуры, а также подарила несколько экземпляров своей книги «Ключ от Берендеева царства» (художник принимал участие в съемках одноименного фильма) и показала, сопроводив очень интересными комментариями, фильм «Древо жизни», сделанный студией «Континент» в 2002 году незадолго до смерти художника. Сценарий фильма построен на цитатах из дневников и писем Микеланджело, мысли которого неожиданным образом очень точно совпадают с ходом мышления русского художника-­«шестидесятника». 

Рассказывая о процессе написания книги, Наталья Киселева призналась, что муж определенно помогал ей оттуда, из иных сфер. Так, ей практически ничего не было известно о камчатском периоде жизни художника – они познакомились значительно позже. Однако, когда дело дошло до «камчатских» глав, в ящике стола на самом видном месте внезапно обнаружились дневники Вячеслава Валентиновича, где Камчатка была описана в самых ярких красках. Не менее странные совпадения происходили и во время съемок фильма.

Друг семьи писательница Тамара Сталева отметила любопытную особенность этой книги. Она рассказала, что в ее домашней библиотеке две полочки отведены под воспоминания жен великих людей, и в этих мемуарах есть все что угодно: рассказы о друзьях и соседях, описания исторического контекста, собственные размышления о жизни. И очень мало о главном – о самом человеке, о котором идет речь. По ее мнению, книга «Ключ от Берендеева царства» – одна из немногих в этом жанре, где автору удалось практически пол­ностью отстраниться от собственного личного восприятия и создать объективный и достоверный образ художника. 

Дар Натальи Киселевой занял не один, как обычно, а два музейных зала. Непосредственно в выставочном размещена коллекция карикатуры, а если точнее – иронической графики «Свобода начинается с иронии», иногда замечательно парадоксальной и всегда вполне современной: как будто нарисовано вчера, а не полвека назад. Экспозицию скульптуры «Древо жизни» разместили на втором этаже в несколько темноватом зале, где подсветка эффектно подчеркивает формы и фактуры. Наталья Николаевна рассказала, что художник поначалу не задумывался о передаче своих работ в музеи, но потом последовал примеру коллег: 

«Хорошо, конечно, жить в мире этих работ, но необходимо, чтобы они стали достоянием многих людей, а имя автора вошло в историю: при жизни он не был известен». Сейчас коллекции работ Вячеслава Почечуева хранятся во Владимиро­Суздальском музее­заповеднике, в Государственном Историческом музее, Дарвиновский музей собирается делать на основе такой коллекции «Комнату сказок». Пребывание его работ в тверском музее вполне оправданно, он неоднократно бывал в Твери, любил наш город, который в силу своей древности и своеобразной истории вполне может быть одним из фрагментов былинного Берендеева царства. 

Автор: Наталья Зимина
47

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

На Тверском региональном этапе Всероссийского дня снега Морозовы опередили Снежковых
Накануне всю ночь медленно, но верно падал снег. В парке активного отдыха «Гришкино» на территории Калининского района и вовсе намело сугробы по колено.
16.01.201722:23
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию