14 Декабря 2017
$59.14
69.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 16.10.2012

Магия Фортуны

Фотограф: Вячеслав Старостенко

В Твери исполнили самое популярное сочинение Карла Орфа

 На фестивале «Музыкальная осень в Твери» состоялось долгожданное возобновление проекта «Carmina Burana» Карла Орфа. Впервые это грандиозное произведение было представлено публике академической филармонии два года назад, тогда оно произвело огромное впечатление на меломанов прежде всего своим масштабом.

Немецкий композитор Карл Орф, обнаруживший в 1934 году изданную хранителем придворной королевской библиотеки Иоганном Андреасом Шмеллером средневековую рукопись «Carmina Burana» с латинскими и немецкими песнями и стихами, отмечал, что название книги с магической силой притягивало его внимание. На первой странице издания была помещена миниатюра с изображением колеса Фортуны, в центре его — богиня удачи, а по краям – четыре человеческие фигуры с латинскими надписями. Человек наверху со скипетром, увенчанный короной, — «царствую»; справа, спешащий за упавшей короной, — «царствовал»; простертый внизу — «есмь без царства»; слева, взбирающийся вверх, — «буду царствовать». Открывало сборник латинское стихотворение о Фортуне. Так, собственно, и родился замысел будущего грандиозного произведения, с которого, как впоследствии признавался композитор, начинается его творческий путь, с которого начинается его собрание сочинений. Впечатление от средневекового сборника оказалось настолько сильным, что Орф музыку написал довольно быстро, определив жанр своего создания как светские песни для певцов и хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене.

В Твери привлечь к участию актеров, которые бы изображали монахов, ангелов и демонов, беззаботных гуляк, девиц легкого поведения и прочих средневековых персонажей, не то чтобы нельзя, но невозможно при дефиците филармонической площади – на сцене едва разместились все музыканты и хористы. Чтобы расположить исполнителей на площадке, пришлось прибегнуть к услугам дизайнера Игоря Ульянова, поэтому то, что зритель увидел на сцене, тоже можно счесть полноценным художественным высказыванием. Вообще, давно подсчитано: в исполнении кантаты должны быть задействованы порядка трехсот человек. Что, конечно, в Твери неосуществимо. Широкомасштабное полотно Карла Орфа пришлось «переписать», транскрипцию кантаты для смешанного хора и расширенного камерного оркестра сделал тверской композитор Сергей Левин. Губернаторский камерный хор «Русский партес» был усилен концертным хором хоровой школы мальчиков и юношей из Конакова под руководством Натальи Махновской и протоиерея Вадима Махновского, губернаторский камерный оркестр «Российская камерата» – духовой группой (три трубы, тромбон, две флейты), группой ударных, в исполнении также задействовали два рояля (Ольга Орлова и Александра Долгова) и орган (Татьяна Сергеева). Именно в таком составе знаменитая орфовская «новая простота» была представлена публике и два года назад, и в минувшую субботу. Надо, впрочем, сказать, что для части конаковского хора участие в «Carmina Burana» стало дебютом, с которым они блестяще справились. Поначалу дети еще заглядывали в папки с текстом кантаты, а потом ноты были прижаты к груди за ненадобностью – свои партии хористы знали наизусть.

Как первую страницу рукописи, сцену в этот вечер украшало колесо Фортуны. Оно было выполнено из цветов и иллюстрировало главную мысль первого номера кантаты, знаменитого пролога: лунный лик Фортуны вечно меняется. Кантата прозвучала очень мощно и свежо, особенно учитывая сложность поставленной задачи автором проекта – дирижером, художественным руководителем филармонии Андреем Кружковым. То возникало ощущение весны, как в завершающей первую часть сцене «На поляне», то артисты добавляли изрядную долю гротеска и иронии, как во второй части, пронизанной пародийными моментами, например, «Плач жареного лебедя», безупречно спетый солистом контр­-тенором Григорием Консоном, представляет собой пародию на погребальные плачи: «Когда­то я жил на озере и был красивым белым лебедем. Бедный, бедный! Теперь я черен, сильно поджарен». Другая сольная партия, партия баритона, была отдана солисту театра «Де ла Квилло» в итальянском городе Фермо Евгению Либерману, продемонстрировавшему глубину, силу и точность, особенно в большом соло «Пылая изнутри». Драматической возвышенностью обладал образ, создаваемый на сцене солисткой Тверской филармонии сопрано Татьяной Скворцовой.

Если попробовать одним словом определить тверскую «Carmina Burana», то этим словом будет экспрессия. Нарастая от номера к номеру, она просто накаляется в одном из самых красивых номеров кантаты «Ave formosissima!» («Славься, прекраснейшая!»). В нем участвует весь состав исполнителей, поющих гимн любви и жизни, который не может омрачить даже возвращающийся из начала хор «O Fortuna».

Автор: Евгений Петренко
536

Возврат к списку

На решение жилищного вопроса молодых семей Тверской области направят 136 млн рублей
Уже почти два месяца в квартире пятиэтажного дома на улице Коробкова постоянно звучит звонкий детский смех. Иван и Анна Израйлевы и три их прелестные дочки обустраиваются на новом месте. 
13.12.201716:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость