26 Сентября 2017
$57.57
68.56
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Гордость земли Тверской 15.10.2012

Вера Ефремова: Без антрактов и пауз

Фотограф: Фото из семейного архива

Таков ритм жизни художественного руководителя и главного режиссера Тверского академического театра драмы, народной артистки России Веры Ефремовой.

 Она в постоянном творческом поиске – новаторских решений, идей. При этом бережно хранит традиции русского репертуарного театра. В послужном списке Веры Андреевны свыше 150 спектаклей, треть из них поставлена в нашем городе. В большинстве – это русская и советская классическая литература. Грибоедов, Островский, Гончаров, Лермонтов, Чехов, Толстой, Горький, Леонов… В руках мастера знакомые со школьной скамьи произведения получили второе дыхание.

Вера, верю!

Когда на театральном небосклоне зажглась ее звезда, ответить сложно. Возможно, чудо случилось в 1949-­м – в этом году в провинциальном Саратове молодая симпатичная актриса местного Театра юного зрителя Вера Ефремова впервые вышла на сцену. Или гораздо раньше, еще на родине, в Москве, где более восьми десятилетий назад, сама того не ведая, она приобщалась к искусству. Когда крошечная Верочка начинала плакать, отец брал ее на руки и мерил шагами комнату, стараясь переключить внимание дочки на фотографии двух импозантных мужчин, висевшие на стене. Станиславский и Чехов с удивлением смотрели на девочку, а папа приговаривал: «Не плачь, милая, что скажет Константин Сергеевич?». Если бы портреты умели говорить, основатель знаменитой актерской системы, изменив своему правилу, наверняка воскликнул бы «Верю!», поскольку все, что делала Ефремова практически с пеленок, было убедительно. 

Любовь к искусству у Веры Андреевны заложена в генах. Ее прабабушка, представительница знатного дворянского рода Пущиных – Анна Николаевна – и прадед Лев Николаевич Персиянинов жили в Симбирской губернии, в имении Чилим. Супруги славились благотворительностью. Анна Николаевна открыла общеобразовательную и художественную школы, причем учились в них крестьяне со всей округи. Лев Николаевич – больницу, и оба навсегда вошли в историю края.

Бабушка, Наталья Львовна Персиянинова-­Рябова, была известным драматургом, ее пьесы в начале прошлого столетия с успехом шли на сценах Малого и Александринского театров. Мама, Анна Павловна Веровская, блистательная актриса и кумир не одного поколения, играла в театре им. М.Н. Ермоловой, затем – в Саратовском театре драмы им. К. Маркса. Отец, Андрей Андреевич Ефремов, заслуженный деятель искусств Кабардино-­Балкарской АССР, был известным педагогом и режиссером. В годы Великой Отечественной войны одним из первых он создаст актерские бригады и с ними будет выезжать на линию фронта.

Театр… В этом слове для Веры Андреевны – целая вселенная, с удивительными планетами, галактиками и астероидами. Любовь к сцене она впитала с материнским молоком, а многие роли знала еще девчонкой. Вспоминает, как, засыпая, прислушивалась к голосу мамы, учившей в соседней комнате монолог Екатерины, и шепотом повторяла отдельные фразы. Позже, в Саратове, бегала к ней на репетиции. Незаметно проскользнув на балкон, почему-­то ложилась прямо на пол и слушала уже целые спектакли. Воображение рождало свои неповторимые образы и мизансцены. 

О друзьях-товарищах

В начале войны Верочка с бабушкой уехали в Саратов, там прошли детство и юность будущего режиссера. В небольшом гостеприимном городке коренная москвичка адаптировалась удивительно быстро. В мамином коллективе была своим человеком. Мир Мельпомены кружил голову, она буквально растворилась в нем. Правда, по окончании школы, вопреки семейным традициям, в театральный вуз не пошла. Решающее слово в череде сомнений сказала бабушка, главный для Веры человек: «Жизнь в театре – штука безумно трудная, у тебя таких данных нет». И Ефремова поступила в Саратовский университет, на филологический факультет. Ее педагогами стали крупнейшие ученые – литературоведы Евграф Покусаев, Григорий Гуковский, известный пушкинист Юлиан Оксман, приехавший в приволжский город после десятилетней ссылки на Колыму. Общение с великими умами наложило отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Вера ушла в науку, но связь с миром искусства не теряла, более того, начала играть в институтском драмкружке.

– Со второго курса по четвертый я была главной артисткой университета, – говорит Вера Андреевна. – Каждый год у нас выпускались спектакли, которые ставили режиссеры драмтеатра. Сначала была пьеса «О друзьях­-товарищах» Владимира Масса и Михаила Червинского, потом спектакль по роману «Счастье» Павла Павленко, «Голос Америки» Бориса Лавренева, «Первые радости» Константина Федина.

В те годы она познакомилась с Олегом Табаковым. Будущий актер и режиссер учился в школе и страстно мечтал о театральных подмостках. К авторитетной в студенческом сообществе самодеятельной актрисе он пришел почитать стихи. «Мы жили в небольшом восьмиквартирном здании во дворе театра, – рассказывает Вера Андреевна. – Я училась на третьем курсе, была чрезвычайно важной, что­-то среднее между Таировым и Мейерхольдом. Возле нашего дома был огородик, там я обычно принимала гостей. И вот я выхожу в длинном халате, манерничаю. Увидев краснеющего мальчика, предлагаю ему что­-нибудь почитать. После первых слов понимаю: передо мной будущий актер. Я сказала Олегу: ничего не бойся, поезжай в Москву, ты обязательно поступишь».

В следующий раз они встретятся уже в столице. Олег придет поблагодарить Веру, ставшую для него едва ли не первой наставницей. Она к тому времени была студенткой ГИТИСа, он – Школы­-студии МХАТ. Их дружеские отношения продолжаются до сих пор.

Города и годы

Свой дипломный спектакль «Чудесный сплав» Вера Ефремова поставила на сцене Саратовского ТЮЗа в 1956 году. Судьба лирической комедии Владимира Киршона, посвященной советской молодежи, окажется успешной, ее покажут более 100 раз. Пожалуй, именно с этого спектакля и началась профессиональная деятельность Веры Андреевны. С красным дипломом режиссера она отправилась в Челябинский театр драмы. Затем на ее пути будут Рязань, Калуга, родные края предков – Ульяновск (Симбирск). В Рязани она проведет четыре года, сначала в драмтеатре, в должности режиссера, в 1962-­м перейдет в ТЮЗ и поднимется на новую ступень творчества – станет главным режиссером. Пост главнокомандующего она уже не покинет никогда.

Первым номером в послужном списке главрежа мог быть Рязанский драмтеатр, поскольку возглавить коллектив в начале 60­-х предлагали именно Ефремовой. Вспоминает: помешали внутренние оковы. И руководителем стал режиссер из Ярославля Рубен Вартапетов, человек энергичный, всесторонне одаренный. Вера Андреевна в это время готовила спектакль «День рождения Терезы» по одноименной пьесе Георгия Мдивани. На одну из последних репетиций пришел Вартапетов, сел в зал. По замыслу режиссера сначала открывался занавес, затем звучала музыка. Все шло согласно сценарию, и вдруг раздается крик: «Стоп!». «Я считаю, – пояснил изумленному режиссеру новый главреж, – что должно быть наоборот – сначала звучит музыка, и только потом открывается занавес». Труппа, прямо по Гоголю, застыла в немом ожидании. Ефремова спокойным голосом объявила перерыв, отправилась к директору и… написала заявление об уходе, в устной форме добавив руководству: ни минуты ноги ее в этом театре больше не будет. «Урок Вартапетова» она запомнит на всю жизнь. И сделает вывод: безапелляционность с людьми, тем более творческими, не допустима. Что же касается взаимоотношений, строить их нужно на трех китах: убеждение, деликатность и такт. Впрочем, твердости в отстаивании своих принципов и позиций это не исключает.

А тогда ее буквально силком отправили в Театр юного зрителя, который находился на грани развала. Следующие два года она посвятит его возрождению. На этом отрезке творческого пути будет много прекрасных постановок, в том числе «Белеет парус одинокий». Премьера спектакля состоится в Кремлевском Дворце съез­дов, а в первом ряду заметят автора повести Катаева. По завершении спектакля Валентин Петрович пройдет за кулисы и крепко пожмет руку режиссеру­-постановщику: «Я очень доволен, спасибо». 

В поисках сути

Еще в школе, на уроках географии, Вера Ефремова облюбовала два города: Калинин и Игарку. С зоной вечной мерзлоты ее линия жизни не пересеклась. Смеется: не позвали. А вот Калинин стал малой родиной.
 
В начале 70-­х Ефремова была нарасхват: на ее руку и сердце претендовали лучшие театры Советского Союза, в Болгарии, Польше, Германии, Ирландии ждали ее постановок. В Москве был практически подписан договор с Центральным Детским театром, не получив ни одного «черного шара», она выдержала конкурс на право заведования кафедрой режиссуры столичного института культуры. В Новогирееве в ожидании хозяев томилась уютная трехкомнатная квартира – об этом позаботилось руководство драмтеатра им. Н.В. Гоголя, где ее ждали вместе с мужем­-актером. 

Но однажды, это было в 1973-­м, после успешных гастролей Ульяновского драмтеатра в Москве, именитого режиссера пригласил первый заместитель министра культуры РСФСР Евгений Владимирович Зайцев, не только знающий периферию и анатомию театра, но и болеющий этими вопросами, и уговорил съездить на денек в Калинин. О далеко идущих планах начальства Вера Андреевна не догадывалась. Ей показали город, в который она была давно заочно влюблена, поводили по набережной… Дальнейшую судьбу Ефремовой, театрального искусства областной столицы и Верхневолжья в целом решила встреча с первым секретарем Калининского обкома Николаем Корытковым. «С Николаем Гавриловичем мы проговорили полтора часа, – вспоминает режиссер, – и я согласилась на переезд». Позднее она расскажет об этом в своей книге «Поиски сути».

Белый омут «Вишневого сада»

Ее премьерой в Калинине в 1975 году стала бессмертная комедия Чехова «Вишневый сад». Тридцать семь прошедших лет внесут свои коррективы – сценическая версия пьесы претерпит четыре редакции, сменит акценты (Ефремова сделает это с хирургической точностью) и исполнителей ролей. Неизменной будет трепетная любовь к великому произведению, как теперь говорят, театральному хиту двадцатого столетия. Спектакль Калининского драмтеатра соберет аншлаги в десятках стран ближнего и дальнего зарубежья. С ним актеры приедут в Москву во время путча в начале 90­-х. Было страшно и неспокойно на душе, но все искренне верили: именно Чехов нужен России в эти тяжелые дни. На сцене Таганки Юрия Любимова они играли так, что зрители не могли сдержать слез.

С «Вишневым садом» связано множество чудесных воспоминаний. Любимая пьеса Ефремовой давно обрела реальные физические формы и стала частью жизни именитого режиссера. Ее первый «Вишневый сад» расцвел на сцене Калужского театра драмы в 1966­-м, калужане вспоминают об этом и сейчас. Был еще один, более ранний опыт – на втором курсе ГИТИСа Верочка репетировала знаменитую сцену несостоявшегося объяснения Вари с Лопахиным.

Все годы пьеса, словно магнит, тянула к себе, преподнося неожиданные сюрпризы. Как­-то в поезде, спешащем в Чебоксары на театральный фестиваль, Вера Ефремова познакомилась со своей тезкой актрисой столичного театра сатиры Верой Васильевой. Две великие Веры ночь напролет просидели в купе, да так и не смогли наговориться. Васильева поделилась заветным желанием – сыграть Раневскую. В глазах Ефремовой загорелся огонек… Новая версия на сцене театра драмы проживет десять лет, и все это время свободных билетов в кассе не будет.

На гастролях театра драмы в Минске, еще в советскую эпоху, показывали (и это тоже знак!) сразу три вариации «Вишневого сада». В негласном поединке сошлись Московский театр сатиры, Тверской и Минский драмтеатры. Пальма первенства, таково было мнение критиков и зрителей, досталась нашей труппе.

Самой интересной Ефремова считает третью версию пьесы. Как в детском калейдоскопе в ней происходят метаморфозы: мы видим другую Андрианову – из Ани она превращается в Варю, Синицкий (Петя) трансформируется в Епиходова, Юченков (Епиходов) играет Лопахина, Чуйков (Лопахин) – Гаева… Такого эксперимента, убеждена режиссер, нет нигде. Практически весь состав первого спектакля задействован и теперь, но на других ролях. И каждый актер привнесет свою «изюминку». «К театру и к работе, – говорит Ефремова, – у меня скорее научный подход, пусть это звучит и не совсем скромно. Не учителя, не назидателя, а исследователя. Я уверена: режиссура – это не просто сложная профессия, это наука».

Любовь к научным экспериментам привела ее на преподавательскую стезю. И здесь Ефремова, профессор Тверского курса Высшего театрального училища им. Щепкина, оказалась на свойственной ей высоте. Более тридцати нынешних артистов постигали у нее основы сценического искусства. Для них, как и для педагога, театр стал вторым домом. 

Два берега у одной реки

В Рязани в начале 60-­х Вера Ефремова познакомилась с начинающим актером Александром Чуйковым, ныне народным артистом России, театральным режиссером и драматургом. С нежностью вспоминает о букетно-­конфетном периоде и большом кусте белых роз, брошенных к ее ногам, – это случилось во время гастролей. Сан Саныч стал мужем, единомышленником, надежным Санчо Панса. Вместе они почти пять десятилетий.

Верность к провинции Ефремова сохранит навсегда. Провинция ответит не меньшей преданностью: именно здесь на долю режиссера выпадет море аплодисментов и шквал зрительской любви. Здесь она поставит свои лучшие спектакли и прославится далеко за пределами России. Со Станиславским она не встретится, хотя такая возможность имелась: Константин Сергеевич был педагогом отца, Андрея Ефремова. Однако Государственную премию его имени получила – в 1982-­м.

Вместо эпилога

На днях в Тверском академическом театре драмы открылся новый театральный сезон. По традиции – премьерным спектаклем сезона предыдущего – драмой Островского «Поздняя любовь». Что нас ждет впереди? Свидание с мастерами сцены – Александром Чуйковым, Наиной Хониной, Константином Юченковым, Георгием Пономаревым, Леонидом Брусиным, Людмилой Лепехиной, Ириной Андриановой, Верой Рычковой, Николаем Бутрехиным, Ириной Кирилловой, бывшими студентами Ефремовой, а ныне ведущими актерами и многими другими. И, разумеется, премьера режиссера – в феврале. На этот раз – «Ведьма» по мотивам Чехова. Аплодисменты!


Досье «ТЖ»

Вера Андреевна Ефремова, народная артистка России (1980), лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1982), лауреат театральной премии им. А.Д. Попова (1976), награждена орденом Дружбы народов (1990), знаком «Общественное признание» (2001), орденом Почета (2002). Заслуженный деятель искусств. Почетный гражданин г. Твери и Тверской области, лауреат премии ЦФО в области литературы и искусства за 2004 г. Лауреат премии губернатора Тверской области за 2006, 2008, 2009 гг. в сфере культуры и искусства. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2010).


Автор: Ольга Чудина
643

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя посетил Максатихинский район
Очередная рабочая поездка главы региона была плодотворной. В ней участвовали министр здравоохранения Тверской области Виталий Синода, министр образования Наталья Сенникова, министр строительства и ЖКХ Андрей Волгин, а также представители других ведомств.
22.09.201718:17
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость