21 Февраля 2017
$58.1
61.7
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура10.10.2012

Музыка, звучащая через века

Фотограф: Вячеслав Старостенко

В столице Верхневолжья спел Эстонский национальный мужской хор

 Этот концерт состоялся в рамках фестиваля «Музыкальная осень в Твери» в областной филармонии. Последний раз коллектив приезжал в Калинин тридцать с лишним лет назад – в начале 1980-х. До нынешнего приезда сюда хор с огромным успехом выступил в Новгороде Великом, а после Твери поехал с концертами в Ярославль и Москву.

Эстонский мужской хор сейчас активно гастролирует по всему миру, обновляет программы, делает много записей, постоянно поддерживая великолепный профессиональный уровень. Выпущенный коллективом диск с записью кантат Яна Сибелиуса завоевал в 2004 году музыкальную премию «Грэмми» в номинации «Лучшее хоровое исполнение», а диск с записью музыки «Пера Гюнта» Эдварда Грига (совместно с хором «Эллерхейн» и Эстонским государственным симфоническим оркестром) через год был назван журналом классической музыки «BBC Music Magazine» лучшим альбомом оркестровой музыки.

Главный дирижер хора Микк Юлеоя окончил Эстонскую академию музыки с ученой степенью магистра. Пел во Всемирном молодежном хоре, Эстонском национальном мужском хоре и Камерном хоре Эстонской филармонии, был главным дирижером Концертного хора Каарлиской церкви города Таллина, участвовал в ансамбле грегорианского пения «Vox Clamantis». С сезона-2011/12 Микк Юлеоя является главным дирижером и художественным руководителем Эстонского национального мужского хора. 

Программа тверского концерта была тщательно продумана и отлично выстроена. В первом отделении хор пел духовную музыку (современных композиторов и Сергея Рахманинова), во втором — произведения признанного хорового мастера Вельо Тормиса и трехчастное сочинение Галины Григорьевой под названием «Ночь жизни» на стихи Иннокентия Анненского. Галина Григорьева живет в Эстонии и мало известна российскому слушателю. Тем не менее ее музыка глубоко впечатлила тонкой звукописью, сравнимой с акварельным рисунком в живописи — нежным, мягким, многослойным, совсем как в одной из частей ее опуса под названием «Падает снег». 

Ключевым опусом первого отделения было исполнение произведения современного композитора Джованни Бонато «Crux fidelis» («Крест верных утверждение»), написанного в 2001 году специально для Эстонского хора. Очень сложное по музыкальному языку, с преобладанием кластеров (звуковых пятен, облаков, гроздей), «Крест верных» прозвучал с благоговейной сдержанностью и внутренней силой. С самого начала хористы выстроились по периметру зала, заключив слушателей как бы в кольцо и создав таким образом внутреннее пространство звучания. Музыканты в точности следовали указаниям партитуры, в которой автор обозначил места расположения всех хористов в зале. Петь кластеры весьма сложно, поэтому многие музыканты подстраивались, сверяясь с камертонами прямо во время исполнения. Иллюзия храмового звучания была полной — хоровые группы перекликались между собой, создавая эффект антифонного пения в церкви. Казалось, сам воздух звучал и вибрировал отголосками. 

В первом отделении прозвучало и сочинение Арво Пярта, эстонского композитора, известного ныне во всем мире. В 1979 году Пярт эмигрировал из СССР и жил сначала в Вене, потом в Берлине. Сочинение Пярта написано на текст из Евангелия от Луки, называется оно «И некто из фарисеев». В эпизоде Евангелия описывается женщина-грешница, со слезами омывшая ноги Иисуса Христа и отершая их своими волосами. На невысказанный вопрос фарисея Христос ответил: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит». 

– Человек всегда имеет потребность в любви — как две тысячи лет назад, так и сейчас, — говорит Арво Пярт. — Есть ценности, неизменно проходящие через века. Так же и музыка. Мы бы не могли воспринимать музыку прежних веков, если бы у нее не было прямой связи с нами. И если мы будем слушать свой внутренний голос, то естественным образом придем к ней — более простой, прямой и чистой музыке. 

В центре программы второго отделения концерта была музыка В. Тормиса. Прозвучали его «Вепсские частушки», «Северо-русская былина» и «Литания Богу Грома». Последнее сочинение воплощало в музыке древний языческий ритуал взывания к Богу Грома о ниспослании дождя. Хор настолько ярко и эмоционально звучал, что, казалось, сейчас потолок зала разверзнется и в самом деле хлынет дождь. Да, подтвердили мне музыканты-хористы, бывало и не раз, когда после исполнения «Литании» на небе собирались тучи и начинался настоящий ливень. 

На бис хор исполнил сочинение «Шторм надвигается» основателя коллектива Густава Эрнесакса, которого называют в Эстонии «отцом песни». А потом прозвучал сюрприз — знаменитый романс «Вечерний звон» Алябьева на стихи Козлова. Взволнованные тверские слушатели долго аплодировали, а затем встали в знак высшего восхищения искусством эстонских певцов.

Автор: Нина Дроздецкая
303

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В школах Твери ликвидируют вторую смену
В областной столице появится новая школа. Строительство начнется в этом году в рамках целевой программы «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях». Деньги уже выделены. Федеральный бюджет предоставляет субсидию, почти 276 миллионов рублей. Регион обеспечит софинансирование – более 349 млн.
20.02.201720:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию