16 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 09.10.2012

Три слагаемых новой пенсионной системы

Фотограф: Ольга Моисеева

О стратегии ее развития до 2030 года говорилось на видеоконференции с региональными органами Пенсионного фонда

 Прямая трансляция проходила в Отделении Пенсионного фонда по Тверской области. В качестве экспертов выступили заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов и председатель правления ПФР Антон Дроздов.

Отметим, что стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ была разработана в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» с учетом Посланий Президента РФ, Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально­-экономического развития РФ на период до 2020 года. Стратегия направлена на совершенствование пенсионной системы, которая должна быть адекватной современному экономическому развитию страны и соответствовать международным стандартам. Она определяет на период до 2030 года социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации.

Так, в 2012 году средний размер трудовой пенсии по старости в Российской Федерации составил 9706 рублей. С 2002 года он увеличился в 6,5 раза в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном. К примеру, отношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера в 2002 году составило 108,4%, в 2007­-м – 110,4%, а в 2012 году – 179,8%. Отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы по экономике в 2002 году составляло 34%, к 2007 году оно снизилось до 25% ввиду вызванного объективными причинами отставания темпов индексации трудовой пенсии от темпов роста заработной платы, а к 2012 году увеличилось до 36,8% в результате роста базовой части трудовой пенсии в 2008 – 2009 годах и проведения в 2010 году валоризации пенсионных прав за советский период. Вместе с тем в рамках пенсионной системы не достигнуты долгосрочная финансовая устойчивость и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда РФ. Андрей Пудов и Антон Дроздов отметили, что при сохранении существующей модели станет невозможно поддерживать размер пенсий на социально приемлемом уровне. Прогнозируется, что к 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости может не достигнуть минимального целевого уровня в 2,5 прожиточного минимума пенсионера, и отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы по экономике будет снижаться. И причин тому несколько. Это и большой объем теневой занятости и скрытой заработной платы, рост демографической нагрузки и высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте. Остается нерешенной проблема досрочных пенсий, не установлен сбалансированный тариф страховых взносов для самозанятых граждан, есть несоответствие тарифов страховых взносов и обязательств по выплате трудовой пенсии. Эксперты подчеркнули, что накопительная составляющая пенсионной системы требует существенной модернизации, в том числе в части, касающейся обеспечения финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов и гарантий исполнения ими в полном объеме обязательств по выплате пенсий, создания эффективной системы контроля за инвестированием, а также расширения перечня финансовых институтов и инструментов.

Что же предлагается? А предлагается ввести трехуровневую пенсионную систему. Первый – это обычная трудовая пенсия, формируемая за счет страховых взносов, выплачиваемых работодателями. Этот уровень при 30-­летнем трудовом стаже должен обеспечивать пенсию не менее 40 процентов от заработка, а в случае превышения стажа в 30 лет – мотивировать более поздний выход на пенсию с перспективой получения от 50 и более процентов от заработка. Второй уровень – это корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это примерно 15 процентов от зарплаты. Третий уровень – это когда гражданин сам накапливает часть своих будущих пенсионных средств и сам решает, в какие финансовые институты вложить эти средства и на какой период. Частная пенсия может составить 5 процентов от заработка.

Основным принципом тарифно­-бюджетной политики является обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне страховой нагрузки. В связи с этим предлагается поэтапное приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем пенсионных выплат. Сегодня их платеж в ПФР рассчитывается исходя из одного минимального размера труда и составляет 14,3 тысячи рублей, тогда как размер страхового взноса наемного работника достигает 112 тысяч в год, при этом пенсии обеих категорий граждан являются соразмерными.

Также для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, предлагается установление дополнительного тарифа страховых взносов. В настоящее время финансирование выплат лицам, которым назначена досрочная трудовая пенсия, осуществляется за счет общих доходов бюджета ПФР, а не дополнительных страховых взносов работодателей. К тому же при существующей модели работодатель не заинтересован в сокращении рабочих мест с особыми условиями труда. Кроме того, право на досрочную пенсию получают и те граждане, вред здоровью которых за время работы не нанесен, но их профессия включена в Списки №1 и №2, «малые списки».

Предлагаемая модель позволит экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, а также изменить ситуацию, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав на досрочную пенсию, по сути, несут пенсионеры.

Дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении выплат лицам, работающим на местах, включенных в Список №1, на 2013 год составит 4%, на 2014 год – 6%, на 2015 год – 9%, а в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 2 и в «малые списки», на 2013 год – 2%, на 2014 год – 4%, на 2015 год – 6%.

При этом для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохраняются льготы и компенсации.

Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы. В целях восстановления пенсионных прав застрахованных лиц и снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы в среднесрочной перспективе предлагается рассмотреть вопрос:

– об оптимизации до 2% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направлении 4% в солидарную часть пенсии;

– о предоставлении в последующем застрахованным лицам права самостоятельного выбора в отношении 2% тарифа страховых взносов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы.

Стратегию предполагается реализовать в три этапа, а также выделить ряд мер, осуществляемых на постоянной основе и (или) при необходимости с учетом анализа развития экономической ситуации. Первый этап – 2013–2015 года, второй этап – 2016–2020 года, третий – до 2030 года. Реализация ее, по мнению экспертов, позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. Будет создана понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.


Автор: Ирина Сергеева
60

Возврат к списку

На участке М-11 от Твери до Вышнего Волочка открыли движение
Символический дорожный знак с белой стрелкой на синем фоне перевернут – по новому участку строящейся магистрали М-11 начинает движение первая автоколонна.
15.12.201721:18
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость